Редактирование фотографий в доцифровую эпоху. История ретуши фотографий Ретушь телефонных проводов на фотографиях 19 века

Сколько раз Вы слышали или читали о том, что при обсуждении фотографии какого - либо события или фото известной личности стандартно и повсеместно звучит такая вот фраза: "- Да это просто Фотошоп!". Как правило, на современном языке это означает, что перед нами не настоящая фотография а подделка, сделанная специально для того, чтобы ввести зрителя в заблуждение (не путать с коллажем). Вот об этом мы и хотели бы поговорить с Вами, уважаемый посетитель нашего сайта. Поскольку тема довольно обширная, всю имеющуюся информацию мы будем публиковать небольшими частями, чтобы не утомлять читателя длинными "опусами".

"Я полагаю, что прошло вероятно, меньше десяти минут от факта изобретения фотографии до того мгновения, когда люди поняли, что с помощью фотографий можно обманывать."
(Errol Morris - кинорежиссёр-документалист, США.)

Часть 1. Ретуширование Истории.

В 1822 г. француз Жозеф Нисефор Ньепс получил первое закреплённое изображение, но к сожалению, оно не сохранилось. Поэтому самой первой в истории фотографией по праву считается этот снимок - «Вид из окна», который получил Ньепс уже в 1826 г. при помощи камеры-обскуры. Основой послужила оловянная пластинка, покрытая тонким слоем асфальта. Экспозиция продолжалась целых 14 часов при ярком солнечном свете.

Рис.0. «Вид из окна» Жозефа Ньепса и его современная реконструкция.

Большое заблуждение - думать, что до создания компьютеров фотографии не ретушировались и все люди на старинных карточках были такими красивыми или просто фотографы так умели снимать. Нет, конечно, снимать они умели. Хотя правильнее будет сказать - снимали, как могли. Потому что если вспомнить (или полистать литературу), какими технологиями и оборудованием пользовались люди на заре эры фотографии, то сразу становится понятно, что "фотография" середины девятнадцатого века здорово отличается от "фотографии" нашего времени. Но некоторые понятия зародились еще в то время, и продолжают существовать и даже "процветают" и сейчас.

Искусство ретуширования (от фр. retoucher - подправлять, подрисовывать) возникло практически сразу же с возникновением фотографии. И этому послужили вполне объективные причины - качество съемки и печати фотографий оставляли желать лучшего. Недостатки снимков того времени необходимо было как-то исправлять...

Первым практическим способом фотографирования, получившим широкое распространение и коммерческий успех, была дагеротипия - достаточно сложный и даже опасный (фотографу приходилось работать с парами йода и ртути) процесс создания статичного изображения. Но уже тогда (1841 г.), гравер по меди и «дагеротипист» швейцарец Изенринг выскабливал серебряное покрытие на дагеротипе до медной основы для того, чтобы подчеркнуть блики на гранях драгоценностей и придать блеск глазам.

С этого момента и началась история ретуши фотографий. Изображения ретушировали вручную прорисовкой деталей специальным карандашом или красками, выскребанием отдельных участков или химической обработкой фотографического слоя. С лупой в руках ретушеры или сами фотографы обрабатывали каждый кадр, чтобы выдать людям достойный результат своей съемки, и чтобы те могли сказать: "Ах, какой замечательный фотограф! Я у него получаюсь такой красивой"....

Мастера-портретисты (тогда так называли фотографов) использовали несколько видов ретуши:

Ретушь техническая - применялась для устранения случайных дефектов, а так же дефектов, характерных для химической фотографии - точек, царапин, пятен и т. п. Еще можно было вручную подправить градации плотности - ослабить или усилить отдельные участки полутонового изображения.

Ретушь структурная - нужные части вырезали из негативов и вручную склеивали их, либо склеивали готовые фотографии, затем переснимали или перепечатывали снимки с изменением экспозиции, используя при этом светофильтры.

Но время не стоит на месте, и в фотографию пришел негативно-позитивный принцип получения изображения. Возможности ретуши при этом значительно расширились.

Примерно с 1850 г. широкое распространение получает Художественный метод ретуши.
Заключался он в том, что весь отпечаток фотографии раскрашивался с применением кистей, акварелей, карандашей, а также пастелей. Еще один прием обработки изображения состоял в том, что на негативе портретист удалял весь задний план и объекты съемки оставались на чистом белом фоне. Теперь на позитиве вместо фона можно было нарисовать архитектурный ансамбль или пейзаж.

Рис.1. Жюль Жанен. "Актриса Рашель"

На прошедшей в 1855 г. Всемирной выставке в Париже немецкий фотограф Ханфштенгель показал публике возможности ретуши не позитива, а негатива. При этом он получил весьма высокие оценки своих работ, и такой метод ретуши быстро стал очень популярным среди фотографов и художников того времени. Очень скоро мастера-портретисты наряду с простым удалением пятен и царапин на снимках, стали (по требованию своих клиентов, конечно!) исправлять и дефекты самих клиентов - не у всех ведь идеальная кожа лица... Дальше - больше, и уже во Французском обществе фотографии начались яростные споры.

Одни критики утверждали, что фотография должна изображать мир таким, какой он есть. Другие - что фотограф имеет право делать с негативом все, что ему вздумается. (Жаль, что борцы против ретуширования не дожили до наших дней. Что бы они сказали, когда узнали бы, как готовятся к печати наши современные глянцевые журналы для гламурных кисо?)
Ну а пока критики критиковали друг друга, фотографы - работали. Пробовали все новые и новые способы обработки своих материалов, и преуспели в этом.

Смотрите сами - известный портрет 16-го Президента США Авраама Линкольна на самом деле - работа некоего ретушера, оставшегося неизвестным. Голова Президента Линкольна «пристроена» к телу Джона Калхуна - одного из видных политиков южных штатов.

Рис.2. (Фото примерно 1860 г.)

К концу 19 века ретуширование уже шагала семимильными шагами по странам и континентам, по негативам и позитивам фотографов. Она не щадила ни портреты, ни пейзажи. Даже недавние противники ретуши становились выдающимися ретушерами. Тем болеее, что с изобретением в 1879 г. американцем Абнером Пилером такого инструмента как аэрограф, стало возможным наносить краску на отпечатки, регулируя и ширину «кисти», и ее прозрачность, и растушевку края. Также с новым инструментом появились и другие новые возможности для плодотворной работы в фотографии.
Хочется вспомнить и фотографов СССР 30-х годов прошлого века, которым приходилось учиться искусству ретуши весьма усердно.

Вы знаете, что такое "пальмирование"? В переводе с английского, у фокусников и иллюзионистов - это удерживание в ладони карты, шара и других предметов незаметно для зрителя. Но в "советском" языке профессиональных ретушеров это слово приобрело совершенно другой смысл - от слова "пальма".

Дело в том, что в те годы высокопоставленные члены партии могли в один момент «провиниться» и стать неугодными. И тогда в редакциях центральных газет раздавались звонки с самого "верха", с требованием убрать с публикуемых официальных фотографий того или иного человека. И часто, чтобы не нарушать общую композицию снимка, вместо ненужной фигуры вставляли... кадку с пальмой! Вот так и прижилось это "пальмирование". Вот пример: на первой фотографии - Ворошилов, Молотов, Сталин и Николай Ежов. На второй - Ежова больше нет. (Правда, пальмы нет тоже.)

Рис.3. (Приблизительно 1930 г.)

Руководители похожих режимов и действуют одинаково - после того, как По Ку (первый слева) "провинился", Мао Цзэдун (первый справа) приказал убрать того с фотографии.

Рис.4. (1936 г.)

Чтобы выглядеть как можно мужественнее и героически, Бенито Муссолини приказал убрать со снимка тренера, который придерживал коня дуче за повод.




Рис.5. (1942 г.)

Почему фюрер обиделся на своего товарища по партии Йозефа Геббельса (второй справа) мы наверное, так и не узнаем. Но с этой фотографии Адольф Гитлер приказал его убрать, что и было сделано.

Рис.6. (1937 г.)

Фото советских солдат, водружающих флаг Победы над Рейхстагом. На правой руке часов обычно не носили. Поэтому на второй фотографии часы на руке офицера удалены, так как часы на обеих руках - доказательство процветающего мародерства в рядах армии победителей.

Рис.7. (1945 г.)

Когда летом 1968 года Фидель Кастро (справа) обьявляет о своей поддержке советской интервенции в Чехословакию, Карлос Франки (в центре) разрывает свои отношения с режимом и отбывает в Италию. Естественно, его фигура с фотографии была удалена.

Рис.8. (1968 г.)

Вот такой вот "Фотошоп вручную" получается...

Продолжение следует.

Чтобы у идущих в светлое будущее советских граждан не возникало вопросов относительно советского прошлого, пропагандистам была дана четкая установка сделать все так, будто в истории ненужных людей не было, врагов народа никогда не существовало. Все, что могло дискредитировать светлый образ советского рая, уничтожалось. Постулат «нет человека - нет проблемы» работал только частично, так как после смерти нежелательного элемента оставались его фотографии, письма и даже картины. Коммунистам пришлось открывать борьбу на очередном фронте, вытравливая с изображений память о своих врагах и переписывая сомнительные страницы своей истории. Давайте взглянем на то, как они это делали.

Над этой фотографией большевистский фотошоп поработал много и не один раз. На первоначальном снимке присутствуют: Спандарян, Сталин, Каменев, Петровский, Свердлов, Голощекин, Самойлов, Швейцер, Бадаев и Шагов. Фотография сделана в селе, куда сослали Сталина и где большевики собрались на конференцию своих ссыльных однопартийцев. Первая измененная версия фотографии появилась между 1915 и 1916 годами: люди переставлены местами, некоторым приделали новые тела (у Бадаева, Шагова и Свердлова они не прижились), неизвестная женщина на переднем плане исчезла, а ребенок уже под другим ракурсом. Вторая версия фотографии появляется позже, предположительно, в 1935–1936 годах. Здесь ретушер показал все свое отвращение к личности Каменева и просто заменил его черной могильной пустотой. Сам Каменев постарался соответствовать и слег в могилу с простреленным затылком в августе 1936 после судебного процесса. Третья версия появляется в альбоме с говорящим названием «Сталин» в 1939 году. Пропадают еще 5 человек. Умелый ретушер поправляет недостатки предыдущих фотографий, хотя голове Бадаева это не помогает. Картинка завершена: свежий сибирский воздух, деревенский домик на заднем плане, дружная компания и Сталин. Похожий на Бората.







Сталина явно вклеили из другой фотографии с нарушением перспективы, а некоторые «ударники» вообще клонированы. Читатели могут поиграть в своеобразное коммунистическое Пексесо, отыскивая повторяющиеся лица. Чтобы удобнее было играть, можете выцарапывать их гвоздем. Или травить кислотой. Или расстреливать. Главное - погрузиться в атмосферу.




Верхний ряд слева направо: А. Мальченко, П. Запорожец, А. Ванеев. Нижний ряд: В. Старков, Г. Кржижановский, В. Ленин, Ю. Мартов. Измененная версия датируется 1939 годом. Мальченко после революции служил в госучреждениях, занимая руководящие инженерные должности. В 1929 его арестовали как колорада вредителя и расстреляли. В 1958 реабилитирован и снова стал появляться на фото.




Верхний ряд слева направо: В. Базаров, М. Горький, З. Пешков, Н. Богданова. Сидят: И. Ладыжников, В. Ленин, А. Богданов. На фото 1939 года заретушированы Базаров и Пешков. Первый попал под суд в 1931 по делу о заговоре меньшевиков и отправлен в ссылку. Используя природный ум и изворотливость, избежал расстрела в 37-м. Умер от легочной инфекции в 1939. Второй, Пешков, - крещеный еврей и страстный фанат Горького (настолько, что взял его настоящую фамилию; Горький не возражал). Эмигрировал во Францию, потерял руку под Верденом, служил в иностранном легионе. Скончался во Франции генералом в отставке. На фотографии 1960 года вновь присутствует, как и непонятно откуда взявшаяся призрачная колонна слева. Также неясно, почему на фото 1908 года в правом нижнем углу видно женское колено в юбке, в 1939 его нет, а в 1960 оно снова есть.





Владелец альбома расковырял лицо на фотографии, предположительно, ледорубом, чтобы больше никогда не смотреть на лицо предателя Великой Революции. На самом деле такой бытовой вандализм был продиктован вопросами личной безопасности: если чекисты находили у вас дома фотографии врагов народа, то дело кончалось, в лучшем случае, тюрьмой.

Любопытно, что газета «Правда» была создана именно Бронштейном-Троцким совместно с группой украинских социалистов в Вене (вы только вдумайтесь), откуда ее тайно ввозили в Россию. В 1912 году большевики вероломно нарушают интеллектуальное право Троцкого, начав издавать газету «Правда» у себя в Санкт-Петербурге, содрав все элементы фирменного стиля (при Джобсе такого не было!). В редакцию новой газеты устроили Сталина, тогда еще Джугашвили. Троцкий остался недоволен, но виду не подал. А в 1922, когда газета отмечала свой 10-летний юбилей, он даже принял участие в праздновании и написал хвалебную статью, где не было и намека на происхождение самой газеты.


Пропагандистская машина большевиков в действии: вывеска ювелирного магазина на заднем плане заменена на лозунг, нарисованный явно в спешке прямо поверх снимка (ретушированную версию печатали открытками в этот же год). С черным флагом интересней: он поменялся по форме, но не по содержанию. На исходной фотографии текста на флаге нет, но под другим углом его видно.






7. «Кровавое воскресенье». В данном случае большевики утверждали, что на снимке - то самое «кровавое воскресенье», когда многотысячную мирную демонстрацию с Гапоном во главе расстреляли кровавые приспешники кровавого царя-тряпки у кровавого Зимнего дворца. На самом деле это всего лишь кадр из фильма В. Вышковского «9 января», снятого в 1925 году.



Ретушированная версия появляется лишь в 1967 в книге «В.И. Ленин в фотоискусстве». Со снимка пропадает Троцкий (справа от Ленина) и Каменев (в кожаной кепке и очках слева от Ленина). Пропал и мужчина, стоящий под Троцким, - Арташес Халатов. Примкнув к большевикам, он руководил советским книгоиздательством. В 30-е годы сгинул в огне сталинских чисток. А вот мужчина на переднем плане с руками в карманах - Максим Литвинов (настоящее имя Меер-Генох Моисеевич Валлах) - будто списан с заметок Галковского. Судите сами: еврей, женат на англичанке, руководит советским представительством в Лондоне. Там его арестовывают по подозрению в шпионаже и высылают в РСФСР в обмен на британского шпиона Брюса Локкарта. Через десять лет уже нарком иностранных дел. Умирает сам в 1951 от инфаркта. Чудеса да и только.




Когда ретушь или переименование фотографии не помогают, на помощь приходит обрезание. В 1936 выходит биография Кирова, где используется эта фотография, но уже без Мехоношина. Учитывая, что он был арестован в чудесный 37-й и расстрелян годом позднее, зуб на него Сталин мог точить намного раньше. Скорее всего, за то, что его назначили командующим Северокавказским фронтом в 1920 году, тогда как самого Сталина не взяли в Реввоенсовет даже на должность полотера. По этой же причине судьбу Мехоношина разделил и Левандовский: он был ответственным организатором Красной гвардии в Грозном, а затем стал командующим войсками Кавказской Краснознамённой армии. Такого потенциального противника Коба в живых оставить не мог.



В первом ряду: С. Киров (второй слева), рядом - С. Орджоникидзе. Справа А. Микоян (с усами и бородкой в белой рубашке и черной шапке). С выходом журнала «СССР на стройке» в 1939 году от фотографии осталось 20%: вырезали всех, кроме Кирова и Орджоникидзе. Однако в другом номере этого же журнала к ним возвращают Микояна, изменив, правда, фон: вместо вокзальной толпы теперь «революционные массы».



Данная фотография была опубликована в издании «Ленин. Альбом - сто фотографических снимков» (какой выспренный канцелярит). Хотя альбом был издан десятитысячным тиражом в 1927 году, к 70-м годам его уже нельзя было найти. Виной всему содержание: на снимках Ленин чаще всего находился в окружении противников Сталина, поэтому вскоре после появления альбом был изъят из продажи. Первая ретушированная версия появляется в 1967 году в другом альбоме - «В.И. Ленин в фотоискусстве». Стоит сказать, что это не видоизмененный оригинал, скорее снимок, сделанный тем же фотографом, но на пару минут раньше. Однако прямо в альбоме лицо одного из делегатов закрыто, чего нет на фото 1927 года. Жертвой неумелой цензуры пал Д. Ефимов по невыясненной причине. Вполне возможно, что он наступил Сталину на башмак. Или по ошибке взял с крючка его шапку. Азиаты - они ведь мстительные. Причем настолько, что на третьей версии снимка в 1970 году даже после всех этапов всесоветских посмертных реабилитаций Ефимова все равно нет.






12. На фотографии, предположительно, 1920 года Ленин на коммунистическом субботнике тащит бревно (крайний справа). Когда реальность казалась слишком серой, и тогда в бой вступали советские художники. В 1927 году художник М. Соколов создал жанровую картину на основе этой фотографии. Репродукцию картины распространили по всему Союзу, и скоро она стала известна под названием … «Резиновое бревно».




Рядом с Лениным на деревянной трибуне его соратники: Троцкий (пониже) и Каменев (повыше). Фотография в ее первоначальном виде стала известной еще при жизни Ленина. После того как Троцкий был низвержен с советского Олимпа, данная фотография нигде не публиковалась. Дата появления ретушированного варианта неизвестна. С уверенностью можно сказать, что это произошло после 1927 года, когда Троцкого исключили из большевистской партии. Вместе с ним со снимка исчезает и Каменев, открыто критиковавший Сталина. Эту версию фотографии печатают и перепечатывают по всему Союзу, на ее основе делают коллажи и открытки. Но этого мало. Градус торжественности не тот. Поэтому в 1933 году большевики поручают увековечить эту сцену художнику И. Бродскому, мастеру социалистического реализма. К этому времени Троцкого уже лишили советского гражданства и он живет во Франции, а Каменева два раза успевают выгнать из партии и снова принять на какие-то второстепенные посты. Бродский же удачно исправляет перспективу (там, где ступеньки), попутно вписывая туда двух журналистов, меняет позу Ленина и всячески добавляет картине драйва. И что вы думаете? Через год он уже директор Всероссийской Академии художеств! Правда, увлечение коллекционированием живописи русских художников довело его до уголовного преследования. Но это уже совсем другая история.






Снимок был опубликован в 1920 году в альбоме, специально изданном для иностранных делегатов 2-го конгресса III Интернационала. В сталинское время за владение таким снимком могли, что называется, и бритвой полоснуть. В 1936 году художник-график П. Староносов создает гравюру для альбома «Ленин» уже без Троцкого и Каменева, зато в стиле обложек сатанинских метал-групп. Такое ощущение, что Ленин поднимает мертвецов из могил, а на фоне вовсе не Большой театр, а исполинский склеп хтонического ужаса. Ох уж этот советский культ смерти!



На снимке, помимо известных большевиков, представлены члены Польревкома (Временного Польского революционного комитета). Эти польские революционеры, выписанные из Москвы, должны были построить у себя на родине свое казино свою советскую республику, но задание провалили. Поэтому в журнале «Огонек» от 25 октября 1928 года их на фотографии уже нет. Зато есть ретушь не самого лучшего качества: рука Дзержинского выглядит как деревянная. Сам снимок был переименован, став «На Западном фронте». Слева направо: И. Скворцов-Степанов, Ф. Дзержинский, Ю. Мархлевский, Ф. Кон, М. Шипов (второе фото). В 1951 году в Москве и Варшаве издаются мемориальные альбомы, посвященные памяти Дзержинского. В русском варианте (третье фото) убрали Шипова, в польском (четвертое фото) - Скворцова-Степанова.








Исходный снимок взят из альбома, предназначенного для иностранных делегатов конгресса (как и фото 14). На фотографии слева направо: Л. Карахан (с бородкой, в шляпе), К. Радек (с папиросой во рту), Н. Бухарин (с папиросой в руке), М. Лашевич (в форме), М. Пешков (сын Горького, выглядывает из-за колонны), В. Ленин, М. Горький, С. Зорни (в шляпе), Г. Зиновьев (в белом галстуке), М. Рой (в черном галстуке и пиджаке), М. Ульянова (сестра Ленина) и А. Беленький (впереди, в летней шляпе). Уже в 1924 году фотографию подвергли обработке, оставив только Ленина и Горького, хотя последний в это время жил вообще в Италии. Остальные либо умерли физически, либо политически (физических больше). Если бы не покровительство Сталина, Горького, возможно, тоже бы вырезали. В 80-е годы снимок вновь был отретуширован, правда, к Ленину и Горькому вернули Лашевича, Зорина и Пешкова. Мотивы этого поступка неясны: Лашевич и Зорин поддерживали Зиновьева (противника Сталина), а Пешков вообще оказался не у дел: его отравил тогдашний шеф НКВД Г. Ягода, страстно влюбившись в жену Пешкова. Тянет на сюжет мыльной оперы сезонов эдак на 10. Хотя может потребоваться и больше, ведь «при обыске у Ягоды, согласно протоколу, были найдены фильмы, открытки, фотографии порнографического характера, резиновый искусственный половой член, троцкистская литература и др.» Большевики такое простить не могли (троцкистскую литературу, вы о чем подумали?) - и Ягоду расстреляли. Как бы комично это ни звучало.




Данный фотомонтаж большевистских руководителей появился в парадном альбоме «Октябрь», изданном огромным тиражом по случаю уже памятного нам 2-го конгресса Коминтерна в 1920 году. В альбоме, повествующем о сражениях бравых большевиков с кровавым царизмом, имя Иосифа Джугашвили в принципе не упоминается. То есть товарищ Сталин значимого участия в революции не принимал.


Снимок сделан в день открытия 2-го конгресса Коминтерна. Здесь вся суть Революции: трудящиеся, флаги (один почему-то вообще корейский), оцепление, трибуна с партийной номенклатурой и Вождь, произносящий пламенную речь. В феврале 1924 года, через две с лишним недели после смерти Ленина, редакция журнала «Красная нива» решила сделать памятный номер. Поскольку культ личности Ильича уже сформировался, взяли самую эпичную с ним фотографию и добавили еще эпичности. Интересно то, что толпу, взятую с другого снимка, дополнительно размножили. Я бы добавил еще падающий вертолет. И кота.






В 1939 году фотография была вновь опубликована, только с учетом последствий чисток: большевики раскулачили почти всех взрослых жителей деревни Кашино, не щадя, впрочем, и подростков. От жуткого темного фона за спиной Ленина веет могильным холодом.



Слева направо: Е. Ярославский, М. Калинин, И. Сталин, Г. Петровский и С. Орджоникидзе. Сталин здесь выглядит самодовольным. Еще бы, ведь его только что избрали Генсеком по предложению Каменева. На 60-летний юбилей вождя в 1939 году выходит альбом, в котором представлен уже измененный вариант фотографии. Петровский, обвиненный в связях с врагами народа и снятый со всех постов, чудом избежал расстрела, чего нельзя сказать о его семье: до зятя и сына большевики все-таки дотянулись. В этом же году фотографию урезают еще сильнее. На ней остается только усатый «Д’Артаньян».




Эта фотография - подделка, что особенно видно по положению руки Сталина и общему углу его освещения. Да и сам Ленин в действительности выглядел намного хуже после перенесенных ударов. Зачем вообще надо было делать такой кривой монтаж? Дело в том, что как только здоровье Ленина стало ухудшаться, в Политбюро стали искать преемника и им должен был стать Сталин. Чтобы как-то обосновать этот выбор для простых трудящихся, пропагандистская машина большевиков работала как часы: необходимо было создать видимость тесной дружбы между Вождем и Преемником. Настоящая политтехнология, которая, кстати, сработала. Сейчас большинство россиян либо вообще ничего не знают о Ленине, либо только в связке со Сталиным. Сам Ленин с опаской смотрел на возвышающуюся фигуру Сталина, дав ему нелестную характеристику в своих письмах. По мотивам этой безвкусной подделки была создана скульптура (фото 2), где Сталин выглядит старше, а Ленин так вообще живее всех живых. Затем свою лепту внес уже упомянутый художник П. Староносов, создав в 1936 году гравюру, где сияющий Сталин кажется исполином на фоне тщедушного старичка (фото 3). А в 1949 году для выставки «Иосиф Виссарионович Сталин в изобразительном искусстве» В. Пинчуком была сделана очередная скульптура под названием «В.И. Ленин и И.В. Сталин в Горках» (фото 4).





Метаморфозы, произошедшие с этой фотографией, являются обычным делом для модных глянцевых журналов. Речь идет о портретной ретуши. Говоря языком современной рекламы косметики, лицо Сталина было полно несовершенств. И это не какие-то черные точки - тут язвы от оспин. Именно поэтому одной из его кличек была «Рябόй». Это видно на первоначальном снимке 1924 года, хотя некая доля ретуши присутствует. В 1939 году фотографию перепечатывают в альбоме к 60-летию Сталина, серьезно поработав над ней. Теперь Коба выглядит как киногерой с идеальной стрижкой и гладкой кожей. На обложку «Эскваера», впрочем, не взяли бы.



Слева направо: М. Лашевич, М. Фрунзе, И. Смирнов, А. Рыков, К. Ворошилов, И. Сталин, Н. Скрыпник, А. Бубнов, С. Орджоникидзе и И. Уншлихт. Если кратко, то трое покончили с собой, пятеро умерли не своей смертью, а Ворошилов, друг Сталина, дожил до старости. На сильно измененном варианте этой фотографии 1939 года остались только Фрунзе (умер на хирургическом столе из-за «врачебной ошибки»), Ворошилов и Орджоникидзе (застрелился).




Судите сами: дата появления первой фотографии неизвестна. На ней Антипов, Сталин, Киров, Шверник и Комаров после разгрома «ленинградской оппозиции» Зиновьева. Всего пять человек. Первый вариант фотографии появляется в 1926 году без Комарова (расстрелян) - уже четыре. В издании «История СССР» от 1940 года вырезан Антипов (тоже расстрелян) - три. В 1949 году выходит «Иосиф Сталин. Краткая биография», где фотографию аккуратно ретушируют, теперь убрав Шверника, - двое. Причина этого неясна, так как Шверник никаким образом дорогу Сталину не переходил и умер своей смертью. Наверное, все дело опять в «английском следе»: Шверник был инициатором создания англо-советского профсоюзного комитета, может, почитателям Галковского это о чем-то да скажет. Финальным аккордом становится портрет Сталина, написанный И. Бродским с фотографии. Картина, правда, была закончена в 1929 году, то есть когда на официальном снимке не было только Комарова. Но это так, случайность. Ну или дурное предзнаменование, если вы смотрите битву экстрасенсов.







Тот вроде как жестом говорит спасибо, но на мужчину не смотрит. Как настоящий советский человек, пробившийся к успеху и власти с самых низов, Сталин недолюбливал себе подобных (простых трудящихся). Советские редакторы журнала «Прожектор» включили режим параноидального поиска глубинных смыслов (прямо как современные маркетологи) и поняли, что акт указания дороги вождю - это, мягко говоря, нехорошо. Мужичка на фотографии грязновато заретушировали, а столб за его спиной передвинули. Теперь жест Сталина адресован в пустоту.



26. В 1934 году журнал «Прожектор» пишет статью о прибытии в Москву трех болгарских коммунистов: Г. Димитрова, Б. Попова и В. Танева. По такому случаю сделали групповое фото. Слева направо: С. Орджоникидзе, Д. Мануильский, В. Кнорин, В. Молотов, Л. Каганович, К. Ворошилов, Г. Димитров, В. Куйбышев, И. Сталин, Б. Попов и В. Танев. В конце 30-х выходит первая ретушированная версия - без двух болгар, Попова и Танева, и латыша Кнорина. Болгары, получившие советское гражданство, будучи уже осужденными в Европе, теперь попадают под советский суд. Попова закрывают на 17 лет, а Таневу удается договориться и даже занять руководящие должности в ТНР (Тувинской Народной Республике). Латыша допрашивают с пристрастием, включая каленое железо, и выбивают из него «участие в заговоре против Сталина», после чего бросают в тюрьму. В 1949 году болгарские коммунисты в издании, посвященном 70-летию Сталина, ретушируют уже измененную версию, убирая вдобавок Орджоникидзе и Мануильского. Нетронутый советами Димитров, став премьер-министром родной Болгарии, мог лично приказать вырезать Мануильского. Все из-за борьбы за благосклонность Сталина в период «большого террора».





На снимке сидят слева направо: А. Бабаев, В. Молотов, А. Енукидзе. Стоят: О. Блан-Бирликда, З. Авезов и Ф. Ходжаев. В 1935 году выходит узбекский вариант альбома с этой фотографией, но с пропавшим Енукидзе (по совместительству крестным отцом жены Сталина). В 1937 году его расстреливают за «активное участие в антисоветском правотроцкистском центре», хотя на деле за разногласия с вождем. На месте Енукидзе ретушеру пришлось дорисовать пиджак Ходжаеву, но результат, честно говоря, топорный. В 1937 году А. Родченко, автор альбома с фотографией, замазывает лица Блан-Бирклиды, Ходжаева и Енукидзе от греха подальше.






Нас интересует Н. Ежов, пятый справа, стоящий рядом с молодым Н. Хрущевым, и Я. Боярский, стоящий за Ежовым. В 1949 году на 70-летний юбилей Сталина эту фотографию ретушируют, вытравив Ежова и Боярского. Ежова, бывшего наркома внутренних дел, лично арестовал его преемник Л. Берия. В 1940 году Ежова казнили. Боярского, директора МХАТа, расстреляли годом ранее.




29. Многим известна другая фотография с Ежовым, где он прогуливается по берегу канала «Москва-Волга» со Сталиным, Ворошиловым и Молотовым. Ирония заключается в том, что Ежов, помимо поста наркома внутренних дел, занимал еще и пост наркома водного транспорта. Здесь, опять-таки, вся суть советчины: у тебя есть гениальная, как тебе кажется, идея, но нет денег и средств на ее реализацию. Ты арестовываешь кучу людей, шлешь их на бесплатные исправительные работы, они мрут там как мухи, но задачу худо-бедно выполняют. Ты торжественно прогуливаешься мимо своего детища с начальником всех начальников… А потом тебя расстреливают и даже колхозник Хрущев клеймит тебя алкоголиком и наркоманом, который «получил то, что заслуживал».




Советская делегация состоит из 11 человек. Нас интересуют И. Майский и Н. Кузнецов, второй и третий справа соответственно. Их фигуры пропадают со снимка в 1949 году. Майский, советский дипломат, служил послом в Великобритании и был арестован по подозрению в шпионаже. Работа в Туманном Альбионе сказочным образом уберегла его от расстрела, но не от тюрьмы. После годичного заключения он был восстановлен в партии и реабилитирован. Кузнецову так не повезло. Преданный делу адмирал советского флота если и видел берега Соединенного Королевства, то только в бинокль. В 1947 году его обвиняют в передаче англичанам образца изобретенной им же парашютной торпеды и карт советских морских гаваней вдовесок, лишают звания и преследуют вплоть до времен Хрущева. Бывший адмирал умирает от инфаркта.




. На первой фотографии в парадной форме и при медали Героя Социалистического Труда. Нагрудный знак, кстати, выглядит довольно чужеродно. У этого снимка есть альтернативная версия, где форма заменена на штатский костюм. Неизвестно, с какой целью была выполнена ретушь, но точно не от скромности шефа тайной полиции.



На полотне, удостоенном Сталинской премии, привычно изображен Ленин, возвышающийся над толпой. За его спиной Сталин, Дзержинский и Свердлов. Серов удачно поработал над деталями, придав моменту торжественности и облагородив его: революционеры не выглядят обезумевшими от крови фанатиками, в люстре ярко горят электрические лампочки. Все выглядит как театральная постановка с хорошей массовкой. А теперь взгляните на эту же картину, которую Серов написал в 1962 году под влиянием всеобщей десталинизации. Освещение поблекло, цвета стали грязнее, театральная массовка превратилась в неуправляемую привокзальную толпу (мужчина на переднем плане вообще курит). Ленин как-то одеревенел, а всесильные партийные аппаратчики за его спиной попросту исчезли. Социалистический реализм 2.0.



33. «Приём в комсомол», С. Григорьев, 1949 год. Великий момент в жизни каждого юного коммуниста - единение с партией. В Советском Союзе очень любили эту картину за бутафорию всего происходящего: здесь тебе и кумачовая скатерть, и ландыши, и лето, и девочка только с уроков пришла, и бюст Вождя у стены. Репродукцию картины перепечатывали по всей стране, особенно в школьных учебниках. Как только закрутился маховик десталинизации, Григорьева настойчиво попросили картину изменить. Художник не возражал и в 1958 году слил бюст Сталина со стеной, за что в этом же году получил членство в Академии художеств СССР.




Картина была написана в 1949 году в том же духе социалистической бутафории. Тут, правда, вместо ландышей веточка березки, но тоже считается. Через год художник получил за свою работу Сталинскую премию 3-й степени. Во время десталинизации Мариупольский решает перестраховаться и меняет Кобу на Ленина, а карту рядом с ним - на абстрактный плакатик.



Сцена излучает грандиозность: Ленин встает пожать руку Дзержинскому, тот орлом смотрит на Ленина, Сталин монументально стоит позади, на все это добродушно взирает Свердлов. Позже на саму картину совсем недобродушно посмотрел Хрущев и повелел Сталина убрать. После этого в углу вырастает менее монументальный столик для бумаг.



Момент победы революционного дела: Ленин провозглашает власть Советов, за его спиной Антонов-Овсеенко, под ним летающая голова Дзержинского, Каменев (в пенсне), четвертый справа Сталин, рядом с ним Троцкий, левее через одного Рыков (высунулся посмотреть на Ленина). Картина исполнена довольно небрежно, зато правдоподобно: в люстре свечи, а не лампочки, много людей в толпе курит, у кого-то на лямках вещмешка висит кружка, а белая антисоветская шляпа мужчины в нижнем правом углу выдает в нем, скорее всего, английского шпиона. Хотя, может, это Горький оделся по моде. В 1935 году на всеобщей волне установления культа Сталина Юон решает картину осовременить. К этому времени многие аппаратчики-тяжеловесы уже пали жертвами репрессий: Каменев расстрелян с женой, Рыков тоже с женой, как, собственно, и Антонов-Овсеенко. Троцкого тоже убили, но жену пощадили. На полотне бросается в глаза резкое увеличение количества папах и лиц сами-знаете-какой национальности: художник явно старался угодить Сталину.




Англичанин Девид Кинг, по книге которого составлен материал, потратил на исследование вопроса 30 лет, собрав внушительное количество изрезанных фотографий, залитых тушью альбомов и снимков, которые вообще никогда не публиковались. Конечно, в 17-м году большевики вышли победителями, которые, как известно, пишут историю. Только, начав ее писать, в своей мелочной азиатской злобе они не заметили, как сами пали ее жертвами. Поэтому, если вы раз ступили на путь деструктивного вмешательства в собственное прошлое, берегитесь, не то вам лопнувший трос глаз выбьет.

С развитием цифровых технологий получать качественные фотографии стало очень легко. Сегодня любой смартфон с камерой имеет прекрасный фото-функционал.

В этой статье мы решили углубиться в историю и вспомнить, с чего начиналась наука обработки фотографий.

Дагеротипия - это первый успешный способ качественной обработки фотографий . Конечно, качественной на то время - шла середина XIXвека, когда появилась эта методика, изобретение которой приписывают швейцарскому граверу по меди Изенрингу.

Далее появился негативно-позитивный способ фотографии, расширивший возможности ретуши. В 1850 году был изобретен живописный метод ретуширования, при котором фотограф закрывал задний план на бумажном негативе таким образом, что модели располагались на совершенно белом фоне. Впоследствии вместо этого фона на позитивах рисовались различные картины - пейзажи, скульптурные группы, архитектурные ансамбли и т.д.

В 1855 году публика впервые узнала о возможности ретуширования негативов. Первопроходцем в этой области был немец Ханфштенгель, чье умение перенял Левицкий, который и привез этот способ в Россию. Эту методику подхватили многие известный фотографы и художники того времени. Сначала на негативах устранялись лишь пятна с помощью мягких карандашей. Однако заказчики становились все более требовательными, что вынудило фотографов научиться ретуши дефектов кожи фотографируемых объектов. Иногда чрезмерное увлечение ретушью приводило к тому, что естественное соотношение тени и света нарушалось и фотографии выглядели нелепо. Увлечению ретушью объявили войну. Первым стал французский критик Поль Перье, к нему присоединился и Левицкий, который, собственно, был «отцом ретуши» в России.

Однако фотографы не обращали внимания на критиков и продолжали совершенствовать искусство обработки фотографий . В конце XIX столетия ретушь не щадила ни портретов, ни пейзажных снимков. Многие фотографы сменили свой профиль и превратились в искусных ретушеров, которые исправляли снимки, не нарушая их целостности - на выходе фотографии были практически неотличимы от оригиналов.

На новый виток развития техника ретуширования вышла с появлением аэрографа, который был изобретен в 1879 году АбнеромПилером. Этот инструмент позволил аккуратно наносить краску на позитивы, регулируя ширину и прозрачность мазка, а также растушевку краев. Появилась возможность изменять контрастность фото.

Немалых успехов на поприще ретуширования добились фотографы СССР, пик славы которых пришелся на 30-е годы ХХ века, когда часто приходилось убирать с фотографий членов партии, пришедших в немилость. Кстати, китайские специалисты тоже были известны своей любовью к подобным устранениям «изъянов».

В застойные времена ретушь фотографий тоже была безумно популярна - изменилась лишь ее направленность. Теперь на снимках устраняли следы «неверного поведения» вождей народа. Например, когда в прессу поступали фотографии с богатых застолий, специалисты должны были полностью убрать со снимков все бутылки с алкоголем.

Наконец, в конце ХХ века появилась цифровая фотография, которая вывела технику ретуши на совершенно новый уровень. В настоящее время существует множество специальных программ, изучить которые может любой пользователь. Для облегчения изучения науки ретуширования создаются различные обучающие курсы вроде «Заработай на обработке фотографий» , позволяющие быстро освоиться даже зеленым новичкам.

Фоторетушеры в Советском Союзе обрабатывали официальные фотографии, вносили изменения в ранее сделанные снимки, чтобы привести их в соответствие с требованиями политического режима, и стереть изображения людей, ставших жертвами репрессий.

Британский писатель, дизайнер и коллекционер Дэвид Кинг (David King) заинтересовался снимками советской эпохи в 1970 году, когда впервые побывал в Союзе. Сначала его любопытство было связано с судьбой Троцкого. Но, начав собирать фотографии революционного деятеля, сравнивать оригиналы, которые можно было найти на западе с отретушированными снимками, Кинга заинтересовали и судьбы других советских лидеров, которые исчезали с фотографий.

Фотография Л. Леонидова «Руководители русской революции Ленин и Троцкий на праздновании второй годовщины Великого Октября, на Красной площади в Москве». Та же фотография появилась в 1967 году в книге «В. И. Ленин в фотоискусстве». Но со снимка пропали Троцкий (справа от Ленина) и Каменев (в кожаной кепке и очках слева от Ленина).

Снимки, собранные на протяжении многих лет, Кинг опубликовал в книге «Комиссар исчезает. Фальсификация фотографий и искусства в сталинскую эпоху» . В предисловии он написал :

«Как и их коллеги в Голливуде, фоторетушеры в советской России проводили долгие часы, сглаживая несовершенства кожи, помогая камере фальсифицировать реальность».

«Чтобы сгладить на фотографиях лицо Сталина в оспинах, требовались исключительные навыки в работе с аэрографом. Но во времена "великой чистки", бушевавшей в конце 1930-х годов, появилась новая форма фальсификации. За физическим уничтожением политических оппонентов Сталина руками тайной полицией следовало стирание их изображений из всех форм иллюстраций».

Используя инструменты, которые сейчас кажутся донельзя примитивными, советские фоторетушеры делали всё, чтобы из фотографий «исчезли некогда известные личности». А товарищ Сталин, выглядел бы «единственным верным другом, товарищем и преемником Ленина, лидера большевистской революции и основателя СССР».

Эта работа проводилась художественными отделами издательств и требовала ловкости в орудовании скальпелем, клеем, красками и аэрографом. На некоторые примеры из книги «Комиссар исчезает» предлагаем взглянуть ниже.


Члены петербургского «Союза борьбы за освобождение рабочего класса». На фотографии слева направо: стоят – А. Л. Малченко, П. К. Запорожец, А. А. Ванеев; сидят – В. В. Старков, Г. М. Кржижановский, В. И. Ульянов, Ю. О. Мартов. Фотограф: фотоателье Везенберг и К°, 1897 год. Вторая версия снимка 30-х годов: Малченко отсутствует. В 1929 году его арестовали по обвинению в контрреволюционной деятельности, а 1930 году расстреляли, после чего он «исчез» и с исторического снимка на 30 лет. В 1958 году Малченко реабилитировали и снова стали появляться фото с его изображением.


Участники 11-ого съезда РКП(б), Москва, 1922 год. Слева направо: Е. Ярославский, М. Калинин, И. Сталин, Г. Петровский и С. Орджоникидзе. На этом съезде Сталина выбрали генеральным секретарём ЦК. Отретушированная версия фотографии была опубликована в 1939 году к 60-летию вождя. Петровского больше нет. В 1928 году его обвинили в связи с «врагами народа» и сняли со всех постов. Расстрела он избежал чудом, чего нельзя сказать о его зяте и сыне.


В оригинале: Антипов, Сталин, Киров, Шверник и Комаров после разгрома «ленинградской оппозиции», 1926 год. Затем из кадра «исчезает» Комарова (расстрелян). В 1940 году снимок публикуют в издании «История СССР» с вырезанным Антиповым (тоже расстрелян). В 1949 году выходит «Иосиф Сталин. Краткая биография», где фотографию аккуратно ретушируют, убрав и Шверника. На основе этой же фотографии Исаак Бродский написал портрет, в котором изобразил одного лишь Сталина.


Возле Большого театра в мае 1920 года. Ленин выступает с речью, а на ступенях справа стоит Троцкий, за которым частично виден Каменев. Фальсификация этой фотографии – один из первых и, безусловно, самый известный пример фоторетуши сталинской эпохи. Ещё при жизни Ленина снимок стал культовым, но исключённый из большевистской партии Троцкий и открыто критиковавший Сталина Каменев исчезли с этого кадра и не появлялись даже при Горбачёве.


Этот групповой снимок, сделанный на 14-ой всесоюзной конференции в апреле 1925 года, – классический пример фотоманипуляций сталинских времён. Лишь один из товарищей, позировавших с вождём в этом кадре, умер своей смертью. Этот же снимок публиковался в биографии Сталина, которая выходила в 1939 и 1949 годах. В отретушированной версии группа сократилась до четырёх человек, остальных стёрли из истории.


Делегаты 8-го съезда РКП(б) в марте 1919 года. Из 20 делегатов одиннадцать были убиты по распоряжению Сталина, ещё трое покончили жизнь самоубийством, протестуя против его политики. В самой известной отретушированной версии этого снимка присутствуют лишь Ленин, Сталин и Калинин. Иногда Калинина «убирали». Наконец, в 1938 году опубликовали альбом «Первая кавалерия», где лишним оказался даже Ленин.


Фотография 1934 года из альбома «Десять лет Узбекистана». Сидят слева направо: А. Бабаев, В. Молотов, А. Енукидзе. Стоят: О. Блан-Бирликда, З. Авезов и Ф. Ходжаев. На второй версии снимка ретушер неуклюже дорисовал пиджак Ходжаеву на месте Авеля Енукидзе (крёстного отца жены Сталина Надежды Аллилуевой), которого расстреляли, обвинив в измене Родине. В 1937 году автор фотоальбома Александр Родченко замазал лица Блан-Бирклиды, Ходжаева и Енукидзе, что также часто практиковалось на снимках с «врагами народа».


С середины 1930-х годов над возвеличиванием личности Сталина трудилась огромная пропагандистская машина. Фотография в левом верхнем углу «Ленин и Сталин в Горках» (1922 год) – подделка. Её создали, чтобы показать трудящимся близкую дружбу Сталина с Лениным, когда здоровье Ульянова ухудшилось, и пришла пора выбирать преемника. Трудящиеся поверили. По мотивам этой фотографии в 1938 году появилась скульптура (вверху справа) с сияющими вождями. В 1936 году по тому же мотиву художник П. Староносов создал гравюру, где Сталин выглядит исполином на фоне Ленина (внизу справа). А в 1949 году для выставки «Иосиф Виссарионович Сталин в изобразительном искусстве» В. Пинчук создал скульптуру «В. И. Ленин и И. В. Сталин в Горках».


«За шахматной доской», апрель 1908 года, остров Капри, Италия. Стоят: М. Горький, З. Пешков и Н. Богданова. Сидят: И. Ладыжников, В. Ленин, А. Богданов. На фото 1939 года заретуширован Пешков и женское колено в правом нижнем углу.


Татарские делегаты 2-го всесоюзного съезда передовиков-колхозников со Сталиным, Калининым и Молотовым в феврале 1935 года. Фигура, ближайшая к Сталину, просто вырезана из снимка. Иногда нежелательных людей удаляли из фотографий ножницами, за хранение снимка с врагом народа можно было дорого поплатиться.


Вверху: Ежов со Сталиным, Молотовым и Ворошиловым на канале Москва-Волга, 1937 год. Внизу: нарком внутренних дел и народный комиссар водного транспорта Ежов исчезает. В 1939 году его арестовали по обвинению в «подготовке государственного переворота», дело вёл лично Берия. В 1940 году Ежова расстреляли.

Практика ретуширования фотографий распространилась и на материалы из советской космической программы, пишет в издании Wired Джеймс Оберг (James Oberg). Среди космонавтов, которых стирали из истории, был Валентин Бондаренко , погибший в пожаре во время учений за 19 дней до первого полёта в космос. Также удаляли из снимков Григория Нелюбова (на фото выше), одного из перспективнейших членов первого отряда советских космонавтов. Его исключили из программы «за конфликт с военным патрулём в нетрезвом состоянии», а позже он покончил с собой.

Юрия Гагарина , конечно, никто не стирал из снимков. Им гордилась вся страна. Но даже над фотографиями с первым космонавтом планеты иногда производились манипуляции. На снимке выше, где Юрий Алексеевич обменивается рукопожатием с Сергеем Павловичем Королёвым, убрать из кадра решили работника в фоновом режиме. Вряд он был крупной исторической фигурой, но всё же существовал.

Слева направо: Е. Ярославский, М. Калинин, И. Сталин, Г. Петровский и С. Орджоникидзе. Сталин здесь выглядит самодовольным. Еще бы, ведь его только что избрали Генсеком по предложению Каменева. На 60-летний юбилей вождя в 1939 году выходит альбом, в котором представлен уже измененный вариант фотографии. Петровский, обвиненный в связях с врагами народа и снятый со всех постов, чудом избежал расстрела, чего нельзя сказать о его семье: до зятя и сына большевики все-таки дотянулись. В этом же году фотографию урезают еще сильнее. На ней остается только усатый «Д’Артаньян».


Эта фотография — подделка, что особенно видно по положению руки Сталина и общему углу его освещения. Да и сам Ленин в действительности выглядел намного хуже после перенесенных ударов. Зачем вообще надо было делать такой кривой монтаж? Дело в том, что как только здоровье Ленина стало ухудшаться, в Политбюро стали искать преемника и им должен был стать Сталин. Чтобы как-то обосновать этот выбор для простых трудящихся, пропагандистская машина большевиков работала как часы: необходимо было создать видимость тесной дружбы между Вождем и Преемником. Настоящая политтехнология, которая, кстати, сработала. Сейчас большинство россиян либо вообще ничего не знают о Ленине, либо только в связке со Сталиным. Сам Ленин с опаской смотрел на возвышающуюся фигуру Сталина, дав ему нелестную характеристику в своих письмах. По мотивам этой безвкусной подделки была создана скульптура (фото 2), где Сталин выглядит старше, а Ленин так вообще живее всех живых. Затем свою лепту внес уже упомянутый художник П. Староносов, создав в 1936 году гравюру, где сияющий Сталин кажется исполином на фоне тщедушного старичка (фото 3). А в 1949 году для выставки «Иосиф Виссарионович Сталин в изобразительном искусстве» В. Пинчуком была сделана очередная скульптура под названием «В.И. Ленин и И.В. Сталин в Горках» (фото 4).
Метаморфозы, произошедшие с этой фотографией, являются обычным делом для модных глянцевых журналов. Речь идет о портретной ретуши. Говоря языком современной рекламы косметики, лицо Сталина было полно несовершенств. И это не какие-то черные точки — тут язвы от оспин. Именно поэтому одной из его кличек была «Рябόй». Это видно на первоначальном снимке 1924 года, хотя некая доля ретуши присутствует. В 1939 году фотографию перепечатывают в альбоме к 60-летию Сталина, серьезно поработав над ней. Теперь Коба выглядит как киногерой с идеальной стрижкой и гладкой кожей. На обложку «Эскваера», впрочем, не взяли бы.
Слева направо: М. Лашевич, М. Фрунзе, И. Смирнов, А. Рыков, К. Ворошилов, И. Сталин, Н. Скрыпник, А. Бубнов, С. Орджоникидзе и И. Уншлихт. Если кратко, то трое покончили с собой, пятеро умерли не своей смертью, а Ворошилов, друг Сталина, дожил до старости. На сильно измененном варианте этой фотографии 1939 года остались только Фрунзе (умер на хирургическом столе из-за «врачебной ошибки»), Ворошилов и Орджоникидзе (застрелился).
Судите сами: дата появления первой фотографии неизвестна. На ней Антипов, Сталин, Киров, Шверник и Комаров после разгрома «ленинградской оппозиции» Зиновьева. Всего пять человек. Первый вариант фотографии появляется в 1926 году без Комарова (расстрелян) — уже четыре. В издании «История СССР» от 1940 года вырезан Антипов (тоже расстрелян) — три. В 1949 году выходит «Иосиф Сталин. Краткая биография», где фотографию аккуратно ретушируют, теперь убрав Шверника, — двое. Причина этого неясна, так как Шверник никаким образом дорогу Сталину не переходил и умер своей смертью. Наверное, все дело опять в «английском следе»: Шверник был инициатором создания англо-советского профсоюзного комитета, может, почитателям Галковского это о чем-то да скажет. Финальным аккордом становится портрет Сталина, написанный И. Бродским с фотографии. Картина, правда, была закончена в 1929 году, то есть когда на официальном снимке не было только Комарова. Но это так, случайность. Ну или дурное предзнаменование, если вы смотрите битву экстрасенсов.
Тот вроде как жестом говорит спасибо, но на мужчину не смотрит. Как настоящий советский человек, пробившийся к успеху и власти с самых низов, Сталин недолюбливал себе подобных (простых трудящихся). Советские редакторы журнала «Прожектор» включили режим параноидального поиска глубинных смыслов (прямо как современные маркетологи) и поняли, что акт указания дороги вождю — это, мягко говоря, нехорошо. Мужичка на фотографии грязновато заретушировали, а столб за его спиной передвинули. Теперь жест Сталина адресован в пустоту.
26. В 1934 году журнал «Прожектор» пишет статью о прибытии в Москву трех болгарских коммунистов: Г. Димитрова, Б. Попова и В. Танева. По такому случаю сделали групповое фото. Слева направо: С. Орджоникидзе, Д. Мануильский, В. Кнорин, В. Молотов, Л. Каганович, К. Ворошилов, Г. Димитров, В. Куйбышев, И. Сталин, Б. Попов и В. Танев. В конце 30-х выходит первая ретушированная версия — без двух болгар, Попова и Танева, и латыша Кнорина. Болгары, получившие советское гражданство, будучи уже осужденными в Европе, теперь попадают под советский суд. Попова закрывают на 17 лет, а Таневу удается договориться и даже занять руководящие должности в ТНР (Тувинской Народной Республике). Латыша допрашивают с пристрастием, включая каленое железо, и выбивают из него «участие в заговоре против Сталина», после чего бросают в тюрьму. В 1949 году болгарские коммунисты в издании, посвященном 70-летию Сталина, ретушируют уже измененную версию, убирая вдобавок Орджоникидзе и Мануильского. Нетронутый советами Димитров, став премьер-министром родной Болгарии, мог лично приказать вырезать Мануильского. Все из-за борьбы за благосклонность Сталина в период «большого террора».
На снимке сидят слева направо: А. Бабаев, В. Молотов, А. Енукидзе. Стоят: О. Блан-Бирликда, З. Авезов и Ф. Ходжаев. В 1935 году выходит узбекский вариант альбома с этой фотографией, но с пропавшим Енукидзе (по совместительству крестным отцом жены Сталина). В 1937 году его расстреливают за «активное участие в антисоветском правотроцкистском центре», хотя на деле за разногласия с вождем. На месте Енукидзе ретушеру пришлось дорисовать пиджак Ходжаеву, но результат, честно говоря, топорный. В 1937 году А. Родченко, автор альбома с фотографией, замазывает лица Блан-Бирклиды, Ходжаева и Енукидзе от греха подальше.
Нас интересует Н. Ежов, пятый справа, стоящий рядом с молодым Н. Хрущевым, и Я. Боярский, стоящий за Ежовым. В 1949 году на 70-летний юбилей Сталина эту фотографию ретушируют, вытравив Ежова и Боярского. Ежова, бывшего наркома внутренних дел, лично арестовал его преемник Л. Берия. В 1940 году Ежова казнили. Боярского, директора МХАТа, расстреляли годом ранее.
29. Многим известна другая фотография с Ежовым, где он прогуливается по берегу канала «Москва—Волга» со Сталиным, Ворошиловым и Молотовым. Ирония заключается в том, что Ежов, помимо поста наркома внутренних дел, занимал еще и пост наркома водного транспорта. Здесь, опять-таки, вся суть советчины: у тебя есть гениальная, как тебе кажется, идея, но нет денег и средств на ее реализацию. Ты арестовываешь кучу людей, шлешь их на бесплатные исправительные работы, они мрут там как мухи, но задачу худо-бедно выполняют. Ты торжественно прогуливаешься мимо своего детища с начальником всех начальников… А потом тебя расстреливают и даже колхозник Хрущев клеймит тебя алкоголиком и наркоманом, который «получил то, что заслуживал».
Советская делегация состоит из 11 человек. Нас интересуют И. Майский и Н. Кузнецов, второй и третий справа соответственно. Их фигуры пропадают со снимка в 1949 году. Майский, советский дипломат, служил послом в Великобритании и был арестован по подозрению в шпионаже. Работа в Туманном Альбионе сказочным образом уберегла его от расстрела, но не от тюрьмы. После годичного заключения он был восстановлен в партии и реабилитирован. Кузнецову так не повезло. Преданный делу адмирал советского флота если и видел берега Соединенного Королевства, то только в бинокль. В 1947 году его обвиняют в передаче англичанам образца изобретенной им же парашютной торпеды и карт советских морских гаваней вдовесок, лишают звания и преследуют вплоть до времен Хрущева. Бывший адмирал умирает от инфаркта.
. На первой фотографии в парадной форме и при медали Героя Социалистического Труда. Нагрудный знак, кстати, выглядит довольно чужеродно. У этого снимка есть альтернативная версия, где форма заменена на штатский костюм. Неизвестно, с какой целью была выполнена ретушь, но точно не от скромности шефа тайной полиции.
На полотне, удостоенном Сталинской премии, привычно изображен Ленин, возвышающийся над толпой. За его спиной Сталин, Дзержинский и Свердлов. Серов удачно поработал над деталями, придав моменту торжественности и облагородив его: революционеры не выглядят обезумевшими от крови фанатиками, в люстре ярко горят электрические лампочки. Все выглядит как театральная постановка с хорошей массовкой. А теперь взгляните на эту же картину, которую Серов написал в 1962 году под влиянием всеобщей десталинизации. Освещение поблекло, цвета стали грязнее, театральная массовка превратилась в неуправляемую привокзальную толпу (мужчина на переднем плане вообще курит). Ленин как-то одеревенел, а всесильные партийные аппаратчики за его спиной попросту исчезли. Социалистический реализм 2.0.
33. «Приём в комсомол», С. Григорьев, 1949 год. Великий момент в жизни каждого юного коммуниста — единение с партией. В Советском Союзе очень любили эту картину за бутафорию всего происходящего: здесь тебе и кумачовая скатерть, и ландыши, и лето, и девочка только с уроков пришла, и бюст Вождя у стены. Репродукцию картины перепечатывали по всей стране, особенно в школьных учебниках. Как только закрутился маховик десталинизации, Григорьева настойчиво попросили картину изменить. Художник не возражал и в 1958 году слил бюст Сталина со стеной, за что в этом же году получил членство в Академии художеств СССР.
Картина была написана в 1949 году в том же духе социалистической бутафории. Тут, правда, вместо ландышей веточка березки, но тоже считается. Через год художник получил за свою работу Сталинскую премию 3-й степени. Во время десталинизации Мариупольский решает перестраховаться и меняет Кобу на Ленина, а карту рядом с ним — на абстрактный плакатик.
Сцена излучает грандиозность: Ленин встает пожать руку Дзержинскому, тот орлом смотрит на Ленина, Сталин монументально стоит позади, на все это добродушно взирает Свердлов. Позже на саму картину совсем недобродушно посмотрел Хрущев и повелел Сталина убрать. После этого в углу вырастает менее монументальный столик для бумаг.
Момент победы революционного дела: Ленин провозглашает власть Советов, за его спиной Антонов-Овсеенко, под ним летающая голова Дзержинского, Каменев (в пенсне), четвертый справа Сталин, рядом с ним Троцкий, левее через одного Рыков (высунулся посмотреть на Ленина). Картина исполнена довольно небрежно, зато правдоподобно: в люстре свечи, а не лампочки, много людей в толпе курит, у кого-то на лямках вещмешка висит кружка, а белая антисоветская шляпа мужчины в нижнем правом углу выдает в нем, скорее всего, английского шпиона. Хотя, может, это Горький оделся по моде. В 1935 году на всеобщей волне установления культа Сталина Юон решает картину осовременить. К этому времени многие аппаратчики-тяжеловесы уже пали жертвами репрессий: Каменев расстрелян с женой, Рыков тоже с женой, как, собственно, и Антонов-Овсеенко. Троцкого тоже убили, но жену пощадили. На полотне бросается в глаза резкое увеличение количества папах и лиц сами-знаете-какой национальности: художник явно старался угодить Сталину.
Англичанин Девид Кинг, по книге которого составлен материал, потратил на исследование вопроса 30 лет, собрав внушительное количество изрезанных фотографий, залитых тушью альбомов и снимков, которые вообще никогда не публиковались. Конечно, в 17-м году большевики вышли победителями, которые, как известно, пишут историю. Только, начав ее писать, в своей мелочной азиатской злобе они не заметили, как сами пали ее жертвами. Поэтому, если вы раз ступили на путь деструктивного вмешательства в собственное прошлое, берегитесь, не то вам лопнувший трос глаз выбьет.