Что такое контент анализ он представляет собой. Контент анализ

Контент-анализ

Это первая статья на моём блоге о контент-анализе, и она даёт общее представление о методе контент-анализа. Перевод с английского мой. Приятного прочтения.

Бернард Р Берелсон (1912-1979)

Контент-анализ – это детище эры электроники. Вместе с тем контент-анализ регулярно проводился уже в 1940-е года и ещё стал более часто используемым и пользующимся доверием методов с середины 1950-х годов, когда исследователи стали опираться не на слова, а на оперирование отдельными тематико-семантическими структурами, их стали интересовать связи между этими смыслами [корреляции], а не простое присутствие слов в массивах текстов.

Области использования контент-анализа.

Благодаря тому, что контент-анализ может быть использован для изучения любого по содержанию и форме текста или массива текстов или другой форме записи коммуникации, метод применяется в самых разных областях, например в сфере маркетинга и области изучения СМИ, литературе и риторике, этнографии и культурологи, в дисциплинах, изучающих гендерн и возраст, социологии и политологии, психологии и когнитивных науках и в других исследовательских областях знания и науках. Также контент-анализ тесно связан с социо- и психолингвистикой, он играет ключевую интегральную роль в системах разработки искусственного интеллекта. Нижеследующий список, опирающийся на труды Берелсона, описывает и другие категории сфер применения контент-анализа:

  • Даёт возможность понять интернациональные различия в коммуникациях
  • Определяет присутствие материалов пропагандистского характера
  • Идентифицирует намерения и тенденции в индивидуальной или групповой коммуникации
  • Описывает поведенческие реакции в рамках коммуникаций
  • Определяет психологический и эмоциональный фон отдельных индивидов и групп

Типы контент-анализа

Существуют две основные категории контент-анализа: концептуальный (понятийный) [в русскоязычных материалах его принято называть количественным, независимо от семантического неравенства терминов] и корреляционный. Концептуальный ориентирован на идентификацию присутствия и частоту появления этих концептуальных единиц [единиц счёта]. Корреляционный анализ ориентирован на идентификацию связей между отдельными единицами счёта в рамках текста.

Концептуальный контент-анализ

Традиционно контент-анализ рассматривался только в качестве концептуального его варианта. В концептуальном анализе концепция [единица счёта] выбрана как средство изучения текста с помощью подсчёта частоты её появления в тексте. Поскольку единицы счёта могут проявляться как эксплицитно так и имплицитно перед началом квантификации единиц важно заранее чётко определить и зафиксировать варианты имплицитного проявления единиц счёта. Для того чтобы избежать субъективности в определении объектов в качестве единиц счёта на данном этапе принято использовать специальные словари контент-анализа [тезаурусы].

Как и во многих других методах, концептуальный контент-анализ начинается с определения ключевых вопросов исследования и выборки или выборок. Будучи выбранным для анализа текст должен быть закодирован в рамках установленной исследователем системы категорий. Процесс кодирования представляет собой процесс сокращения объёма материала, являющийся основной идеей контент-анализа. Разделение массива текста на отдельные тематически целостные и релевантные категориальному аппарату единицы информации позволяет идентифицировать определённые характеристики материала, анализировать и интерпретировать их.

Примером концептуального анализа может являться изучение текста посредством подсчёта встречаемости кодов входящих в словарь контент-анализа кодов. В рамках анализа исследователь должен, например, ставить вопрос о том, как часто в тексте встречаются слова, подтверждающие ту или иную позицию, и как часто встречаются слова, её опровергающие. Исследователь должен быть заинтересован только лишь в подсчёте этих слов, но не в идентификации семантических и тематических связей между ними, что характерно для корреляционного анализа. В концептуальном анализе исследователь изучает только присутствие объектов релевантных вопросам исследования, то есть определяет – что в большей мере представлено в тексте – подтверждение той или иной гипотезы или гипотез или её (их) опровержение.

Корреляционный контент-анализ

Как уже было сказано выше, корреляционный контент-анализ базируется на принципах концептуального контент-анализа, изучая связи между единицами счёта (концепциями, позициями). И как в случае с другими типами исследований, данный подход базируется на определении выборки и категорий анализа, операционализированных словарём контент-анализа, что и определяет дальнейших ход исследования. Для корреляционного контент-анализа определить какие типы позиций (единиц счёта) будут эксплуатироваться в рамках исследования. Проводились исследования с использованием всего нескольких таких позиций (concepts) и проводились с использованием более 500 категорий концепций. Очевидно, что слишком большое число категорий может дать некорректные результаты исследования, так как с увеличением числа категорий и единиц счёта растёт и сложность анализа. Такое же утверждение характерно и для слишком маленьких категориальных аппаратов и словарей, дающих при использовании ненадёжные и потенциально некорректные результаты. Таким образом, при создании словарей и категориальных аппаратов важно опираться на особенности анализируемого массива и на конкретные задачи замера.

Существует большое количество методик проведения корреляционного контент-анализа, что определяет гибкость и популярность метода. Исследователи могут самостоятельно разрабатывать собственные методики проведения корреляционного контент-анализа в соответствии с задачами конкретного исследования. Когда разработанная процедура в достаточной мере доказала свою эффективность и объективность, она может быть принята и распространена среди других исследователей. Процесс проведения корреляционного контент-анализа достиг высокого уровня развития в компьютерной среде – среде автоматизации расчетов, но, даже не зависимо от этого, как и многие другие методы исследований, он является весьма длительным, требующим массу времени на реализацию. Вероятно, самым серьёзным требованием к этом методу является необходимость соответствия строгим статистическим нормам при условии сохранения богатства материала, выраженного в отдельных деталях, требующих качественного подхода для анализа.

Вопросы надёжности и верификации

Вопросы надёжности и верификации актуальны и в рамках данного метода. Надёжность результатов контент-анализа опирается на однородность процесса изучения, его стабильность (stability), умении кодировщиков и интерпретаторов оперировать данными единым образом на протяжении всего исследования; воспроизводимость или умение группы кодировщиков классифицировать материал в соответствии с заданным категориальным аппаратом единым образом; высокая статистическая точность классификации материала в соответствии с заданными категориями.

Ключевой проблемой концептуального контент-анализа является проблема получения спорных, сомнительных результатов, что является следствием использования самих процедур метода. Главный вопрос в данном контексте – какой объём и уровень заложенного в тексты смысла объективно доступен для идентификации, или, другими словами, являются ли полученные данные результатом использования исключительно введённого инструментария либо они получены и при участии других факторов, повлиявших на результаты исследования? При этом едва ли можно представить себе различные варианты толкования, например, числа 99 в точных науках. Объективные результаты исследования можно получить при использовании только основных [репрезентативных тематически, релевантных теме замера] материалов, массивов текстов, но и при этом, вопрос об объективности и возможности верификации и обоснования результатов остаётся открытым и злободневным.

Обобщения, заключения исследователей во многом зависимы от того, как конкретно исследователь определяет для себя значение той или иной категории, равно как актуальна и надёжность самого категориального аппарата. Исследователь обязательно должен точно определить категории и единицы счёте которые позволят объективно замерить исследуемый объект. Аналогично, точнейшим образом необходимо создать объективную системы правил и инструкция для исследования. Разработка правил, которые позволят всем кодировщикам и интерпретаторам следовать единым стандартам в работе, одинаковым образом кодировать материал, жизненно важна для успеха в проведении концептуального контент-анализа. Воспроизводимость [объективный выбор инструментов анализа, в случае необходимости выбранный идентично в рамках аналогичного исследования] и точность, не только категорий анализа и единиц счёта, но и ключевых подходов к анализу материала, позволяют получать более корректные и надёжные результаты.

Один из первых трудов по контент-анализу: Б.Берелсон "Формирование политических предпочтенией на президенских выборах"

Преимущества контент-анализа

Контент-анализ имеет ряд серьёзных преимуществ перед другими методами и просто очевидных достоинств. Среди них стоит выделить:

  • Изучает непосредственно саму коммуникацию через анализ текстов, что позволяет исследователю взаимодействовать с первичным средством коммуникаций в социуме
  • Работает как с качественными, так и с количественными данными
  • Может дать ценную историческую/культурологическую информацию, описывающую разные исторические периоды, опираясь только на анализ текста
  • Позволяет получать информацию близкую по форме изложения [текст], хотя степень такой близости варьируется в зависимости от используемого инструментария
  • Может быть использован для анализа материала, необходимого как средства развития тех или иных систем
  • «Ненавязчивый» способ анализа коммуникаций [участники коммуникации в данном случае не испытывают при анализе никакого дискомфорта, так как метод не вмешивается непосредственно в коммуникации]
  • Комплексно, интегрально и вдумчиво, глубинно подходит к изучению моделей человеческих мыслей и языка
  • Если метод используется корректно, то он расценивается в качестве объективного (базируется на реальных фактах, в отличие от дискурсивного анализа)

Недостатки контент-анализа

  • Контент-анализ также имеет и ряд недостатков, как теоретического так и прикладного характера:
  • Может потребовать очень много времени на проведение замера
  • Потенциально опасный для допущения ошибки, в особенности если используется корреляционный анализ, ориентированный на идентификацию глубинных данных
  • Часто не имеет теоретической базы в рамках различных методик проведения, либо, ради достижения важных для исследования результатов, может игнорировать теоретические научные ориентиры
  • По своей природе – редуктивен, то есть ориентирован на игнорирование слабо проявленной информации, в особенности, если производится анализ сложных по содержанию текстов
  • Часто ориентирован на упрощение результатов, так как опирается на простой подсчёт слов
  • Нередко игнорируется контекст содержания единиц счёта (слов), либо нивелируется значимость последующих слов
  • Может быть непрост для применения компьютерных технологий и автоматизации исследования

Оригинал статьи находится по следующему адресу: http://www.gslis.utexas.edu/~palmquis/courses/content.html

(перевод Алексея Рюмина)

Контент-анализ - метод, который достаточно широко применяется в социально-психологических исследованиях для анализа текстов любого рода. Процедура исследования в случае контент-анализа заключается в поиске и фиксации легко подсчитываемых признаков, характеристик и свойств документа, в которых находят свое отражение существенные свойства его содержания, т.е. в данном случае производится оценка качества через количественные показатели 1 . Полученные с помощью контент-анализа

количественные характеристики текста дают возможность сделать выводы в том числе латентном, т.е. неявном, содержании текста 1 . Так, проведенное в годы Второй мировой войны X. Ласуэллом контент-аналитическое исследование текстов американской газеты «Истинный американец» позволило доказать профашистскую направленность издания, что послужило поводом для его закрытия .

Основные процедуры контент-анализа разработаны X. Лассуэллом, Б. Берельсоном, Ч. Стоуном, Ч. Осгудом и др.

В истории развития метода можно выделить три основных периода :

  • 1) период разнородного нестрогого частотного анализа содержания (конец XIX в. - 30-гг. XX в.);
  • 2) период «классического» частотного контент-анализа Г. Лассуэлла - Б. Берельсона (1940-1950-е гг.);
  • 3) период усовершенствования строгих методик Ч. Осгуда и др. и «машинного» контент-анализа Ф. Стоуна и др. (с конца 1950-х - начала 1960-х гг.).

Область применения контент-анализа в социально-психологических исследованиях довольно широка: это изучение социально-психологических особенностей коммуникаторов и реципиентов; анализ социальнопсихологических феноменов, нашедших свое отражение в содержании документа; исследование специфики средств коммуникаций, форм и приемов организации их содержания; изучение социально-психологических сторон процесса коммуникационного воздействия .

Процедура контент-анализа предполагает несколько этапов: выделение единиц анализа (качественных и количественных), составление кодировоч- ной инструкции, пилотажную кодировку текста, кодировку всего массива исследуемых текстов и расчет количественного соотношения единиц анализа в исследуемом тексте, а также интерпретацию полученных данных .

Качественные (смысловые) единицы включают в себя: а) категории - наиболее общие, ключевые понятия, составляющие концептуальную схему исследования; б) подкатегории - частные понятия, раскрывающие смысловое содержание категорий; в) индикаторы - формы выражения смысловых единиц анализа на языке изучаемого текста .

«Например, в качестве смысловых единиц анализа информации (текстов) о политической избирательной кампании (программы, призывы, публикации в прессе, листовки и т.п.) используют: события, субъекты событий (политические лидеры, партии, официальные лица, избиратели и т.п.), их отношение к событиям (за- против, выгодно-не выгодно, хорошо-плохо), интересы, позиции, программы, цели и способы их достижения, установки, ценностные ориентации, деловые и личные качества кандидатов и т.п.» .

Количественные единицы анализа (единицы счета) могут совпадать или не совпадать со смысловыми единицами. При их совпадении квантификация сводится к вычислению частот упоминания выделенной смысловой единицы, при несовпадении единицей счета может стать физическая протяженность или площадь текста, заполненного смысловыми единицами 1 . К количественным единицам анализа относят: а) единицы контекста - части текста (предложение, ответ на вопрос, абзац текста), в которых считаются частота и объем употребления категорий; б) единицы счета и объема - пространственные, частотные, временные характеристики представленности в тексте смысловых единиц анализа .

Процедура проведения контент-анализа требует разработки кодировоч- ной инструкции - описания приемов кодирования текста, способов фиксации и обработки данных. Она содержит краткое обоснование категорий анализа, соответствующий словарь индикаторов категорий и подкатегорий контент-анализа в терминах исследуемого текста, а также определяются их коды (цифровые или буквенные обозначения) и выбранные единицы количественного анализа. Как правило, в ней описываются формы (специально подготовленные таблицы) рабочей регистрации частоты и объема упоминания категорий контент-анализа. Количественная обработка информации предполагает использование типичных способов статистического анализа данных: распределения и частоты встречаемости категорий анализа, коэффициентов корреляции и др.

При решении вопроса о целесообразности применения контент-анализа необходимо учитывать, что обычно он применяется либо при необходимости достижения особой точности и объективности анализа документов; либо при наличии большого по объему несистематизированного текстового материала; либо же в том случае, когда категории анализа текста встречаются с определенной частотой. В социальной психологии контент-анализ может использоваться как самостоятельный метод, однако чаще и наиболее успешно он используется в сочетании с другими методами, например с наблюдением, опросом и т.д.

Как и любой метод научного исследования, контент-анализ характеризуется определенными достоинствами и недостатками. К достоинствам метода относят возможность избежать влияния исследователя на изучаемый объект; достижимость высокой степени надежности получаемых данных; возможность исследования социально-психологических явлений в историческом плане с помощью анализа документов прошлого; широкую доступность использования принципа лонгитюдного изучения . Основной недостаток метода заключается в сложности и трудоемкости процедуры и техники, требующей высокой квалификации исследователей .

Практикум

Методические материалы к практическому занятию

Данное занятие, прежде всего, предназначено для студентов, обучающихся по специальностям «психология» и «психология и педагогика», но может быть включено и в план практических занятий для студентов, обучающихся по другим гуманитарным специальностям (например, истории, филологии, социологии, культурологии, философии).

Цель : предоставить информацию о контент-анализе как специализированном методе социальной психологии; сформировать начальные навыки проведения коп- тент-аналитического исследования.

Оснащение : для занятия необходимы тексты двух сказок: африканской и русской.

Обезьяна, питон и заяц 1

Давно-давно, когда животные могли разговаривать так же, как и люди, жила- была обезьяна.

Однажды утром отправилась эта обезьяна поискать себе что-нибудь поесть. Вот пришла она к холму, подняла камень, лежавший на солнцепеке, а там - черви, скорпионы, жуки. Вдоволь полакомилась обезьяна. И пошла дальше.

Идет она, идет и вдруг видит: на дороге еще один камень лежит, а иод ним огромный питон. Еле живой.

Стал питон просить обезьяну:

О дитя моего народа, отверни этот камень, чтобы я мог выползти. Помоги мне!

Обезьяна приподняла камень и освободила питона.

Не успел он выползти из-под камня, как схватил обезьяну и хотел уж ее проглотить. Закричала обезьяна, стала просить питона помиловать ее, но питон и слушать ничего не желал.

А в это время случилось зайцу проходить мимо. Вот несчастная обезьяна и обратилась за помощью к нему, прося рассудить их с питоном. Рассказали питон и обезьяна, как все случилось, а заяц, подумав, ответил:

Ничего не понимаю! Питон, ложись под камень, как это было, когда обезьяна увидела тебя, чтобы я своими глазами мог увидеть, как все было на самом деле.

Как сказал заяц, так и сделали. Питон лег, а обезьяна навалила на него огромный плоский камень. И говорит тогда заяц обезьяне:

А теперь, сестра моя, беги прочь!

И они убежали оба, оставив питона лежать под камнем.

Овца, лиса и волк

У крестьянина из гурта бежала овца. Навстречу ей попалась лиса и спрашивает: «Куда тебя, кумушка, Бог песет?» - «О-их, кума! Была я у мужика в гурте, да житья мне не стало: где баран сдурит, а все я, овца, виновата! Вот и вздумала уйти куды глаза глядят». - «И я тоже! - отвечала лиса. - Где муж мой курочку словит, а все я, лиса, виновата. Побежим-ка вместе».

Через некоторое время повстречался им бирюк. «Здорово, кума!» - «Здравствуй», - говорит лиса. «Далече ли бредешь?» Она в ответ: «Куда глаза глядят», - да как рассказала про свое горе, бирюк молвил: «И я так же! Где волчица зарежет ягненка, а все я, бирюк, виноват. Пойдемте-ка вместе».

Пошли. Дорогою бирюк и говорит овце: «А что, овца, ведь на тебе тулуп-то мой?»

Лиса услышала и подхватила: «Взаправду, кум, твой?» - «Верно, мой!» - «Побожишься?» - «Побожусь!» - «К присяге пойдешь?» - «Пойду». - «Ну, иди, целуй присягу».

Ту г лиса сметила, что мужики на тропинке поставили канкан, она привела бирюка к самому канкану и говорит: «Ну, вот здесь целуй!»

Только что сунулся бирюк сдуру - а капкан щелкнул и ухватил его за морду. Лиса с овцой тотчас убежали от него подобру-подоздорову.

Порядок работы

  • 1. Прослушивание заранее подготовленных сообщений студентов по темам «История контент-анализа» и «Контент-анализ: технологии и процедуры».
  • 2. Выполнение практического задания (контент-аналитического исследования двух сказок).
  • 3. Подведение итогов занятия, обсуждение домашнего задания.

Этап 1. Прослушивание заранее подготовленных сообщений студентов

Па первом этапе занятия два студента выступают с заранее подготовленными сообщениями.

Первое сообщение - «История контент-анализа» - посвящено сущности и истории разработки и применения данного метода в социальной психологии и смежных науках.

  • Семёнов, В. Е. Метод изучения документов в социально-психологических исследованиях / В. Е. Семёнов. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1983. - 104 с. - Гл. 1.
  • Сикевич , 3. В. Социология и психология национальных отношений / 3. В. Сикевич. - СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 1999. - Гл. 3. - С. 186-187.

Перед выступлением докладчика студентам предлагается записать следующие вопросы, ответы на которые необходимо найти при прослушивании сообщения:

  • Что такое контент-анализ?
  • Кем были впервые разработаны основные операции контент-анализа?
  • Каковы основные этапы развития контент-аналитических исследований за рубежом?
  • Каковы основные этапы развития контент-аналитических исследований в нашей стране?

После завершения выступления студенты отвечают на заданные вопросы.

Второе сообщение - «Контент-анализ: технологии и процедуры» - должно познакомить студентов с практическими аспектами применения метода контент-анализа и конкретными примерами его использования в исследовательской практике.

  • Семёнов, В. Е. Метод изучения документов в социально-психологических исследованиях / В. Е. Семёнов. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1983. - 104 с. - Гл. 2.
  • Сикевич, 3. В. Социология и психология национальных отношений / 3. В. Сикевич. - СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 1999. - Гл. 3. - С. 187-193.

Этап 2. Выполнение практического задания

После теоретического знакомства с методом контент-анализа студентам предлагается самостоятельно провести небольшое контент-аналитичсскос исследование. Материалом для анализа служат тексты двух сказок (русской и африканской), студентам предлагается применить контент-анализ для изучения особенностей русской и африканской культуры. По желанию студентов работать можно как индивидуально, так и в группах по 2-3 чел. На выполнение задания отводится 20-30 мин.

Данный этап занятия предполагает последовательное решение ряда задач.

  • 1. Студенты читают обе сказки и пытаются сформулировать гипотезу, содержащую положение о культурных особенностях, содержащихся в текстах.
  • 2. Исходя из гипотезы студенты выделяют категории и подкатегории контент- анализа и проводят собственно исследование.
  • 3. Получив количественные данные, студенты пытаются проинтерпретировать их, соотнести с особенностями русской и африканской культуры.
  • 4. После окончания работы каждая группа студентов рассказывает о проделанной работе: гипотезе, процедуре исследования, результатах и сделанных выводах.

На данном этапе студентам необходима помощь преподавателя. Как показывает наш опыт, далеко не все студенты способны самостоятельно выделить категории контент-анализа. В этом случае преподаватель может подсказать несколько вариантов, например, посчитать количество употребления слов различных частей речи; выписать из текста все глаголы и распределить их в группы по смысловому содержанию (например, глаголы, обозначающие агрессивные действия; глаголы, обозначающие действия коммуникации, и т.д.). Что касается гипотез исследования, то они могут касаться различных особенностей культуры: культурно приемлемых способов выражения эмоций, различий в уровне проявления агрессивности и т.д.

При обсуждении полученных результатов может оказаться важным напомнить студентам о том, что проделанная работа носила учебный характер, что невозможно сделать достоверные выводы о культурных особенностях на столь ограниченном материале.

Этап 3. Подведение итогов занятия

На завершающем этапе преподаватель подводит итоги занятия. Можно спросить студентов, при решении каких конкретно исследовательских и практико-ориентированных профессиональных задач они смогут применять рассмотренный метод. Необходимо обсудить также достоинства и недостатки контент-анализа.

В конце занятия студентам предлагаются задания для самостоятельной работы, выполнение которых поможет закрепить полученные знания и практические умения.

Задания для самостоятельной работы

  • 1. Приведите определение контент-анализа.
  • 2. Опишите основные этапы развития метода в зарубежной и отечественной науке.
  • 3. Что может выступать в качестве объекта контент-анали гического исследования?
  • 4. Перечислите основные этапы контент-аналитического исследования?
  • 5. Что такое категории контент-анализа и индикаторы категорий?
  • 6. Каковы преимущества и недостатки данного метода?

Практическое задание

Контент-анализ (от англ, contens - содержание) - специальный достаточно строгий метод качественно-количественного анализа содержания документов в целях выявления или измерения социальных фактов и тенденций, отраженных этими документами. Особенность его состоит в том, что он изучает документы в их социальном контексте.

Контент-анализ может использоваться в качестве основного метода исследования (например, в исследовании социальной направленности газеты); параллельного, т.е. в сочетании с другими методами (например, в исследовании эффективности функционирования средств массовой информации); вспомогательного или контрольного (например, при классификации ответов на открытые вопросы анкет).

Не все документы могут выступить объектом контент-анализа. Необходимо, чтобы исследуемое содержание позволило задать однозначное правило для надежного фиксирования нужных характеристик (принцип формализации), а также чтобы интересующие исследователя элементы содержания встречались с достаточной частотой (принцип статистической значимости). Чаще всего в качестве объектов исследований посредством контент-анализа выступают сообщения печати, радио, телевидения, массовой устной агитации и пропаганды, протоколы собраний, письма, приказы, распоряжения и т.д., а также данные свободных интервью и открытые вопросы анкет.

Существуют три основных направления применения контент-анализа:

а) выявление того, что существовало до текста и что тем или иным образом получило в нем отражение (текст как индикатор определенных сторон изучаемого объекта - окружающей действительности, автора или адресата);

б) определение того, что существует только в тексте как таковом (различные характеристики формы - язык, структура и жанр сообщения, ритм и тон речи);

в) выявление того, что будет существовать после текста, т.е. после его восприятия адресатом (оценка различных эффектов воздействия).

В разработке и практическом применении контент-анализа выделяют несколько стадий. После того, как сформулированы тема, задачи и гипотезы исследования, определяются категории анализа, т.е. наиболее общие, ключевые понятия, соответствующие исследовательским задачам. Система категорий играет роль вопросов в анкете и указывает, какие ответы должны быть найдены в тексте. В практике советских контент-аналитических исследований в свое время сложилась довольно устойчивая система категорий, среди которых можно назвать такие, как знак, цели, ценности, тема, герой, автор, жанр и др. Все более широко распространяется контент-анализ сообщений средств массовой информации, основанный на парадигматическом подходе, в соответствии с которым изучаемые признаки текстов (содержание проблемы, причины ее возникновения, проблемообразующий субъект, степень напряженности проблемы, пути ее решения и др.) рассматриваются как определенным образом организованная структура. Категории контент-анализа должны быть исчерпывающими (т.е. охватывать все части содержания, определяемые задачами данного исследования); взаимоисключающими (одни и те же части не должны принадлежать различным категориям); надежными (т.е. между кодировщиками не должно быть разногласий по поводу того, какие части содержания следует относить к той или иной категории); уместными (т.е. соответствовать поставленной задаче и исследуемому содержанию).

При выборе категорий необходимо избегать двух крайностей: выбора слишком многочисленных и дробных категорий, почти повторяющих текст, и выбора слишком крупных категорий, т.к. это может привести к упрощенному, поверхностному анализу. Иногда же необходимо принимать во внимание и отсутствующие элементы текста, которые могут быть значимыми.

После того, как категории сформулированы, необходимо выбрать соответствующую единицу анализа - лингвистическую единицу речи или элемент содержания, служащие в тексте индикатором интересующих исследователя явлений. Сложные виды контент-анализа обычно оперируют не одной, а одновременно несколькими единицами анализа.

Единицы анализа, взятые изолированно, могут быть не всегда правильно истолкованы, поэтому они рассматриваются на фоне более широких лингвистических или содержательных структур, указывающих на характер членения текста, в пределах которого идентифицируется присутствие или отсутствие единиц анализа - контекстуальных единиц. Например, для единицы анализа «слово» контекстуальная единица - «предложение».

Наконец необходимо установить единицу счета - количественную меру взаимосвязи текстовых и внетекстовых явлений. Наиболее употребительны такие единицы счета, как время-пространство (число строк, площадь в квадратных сантиметрах, минуты, время вещания и т.п), появление признаков в тексте, частота их появления (интенсивность).

Важен выбор необходимых источников, подвергаемых контент-анализу. Проблема выборки содержит в себе выбор источника, числа сообщений, даты сообщения и исследуемого содержания. Все эти параметры выборки определяются задачами и масштабами исследования. Чаще всего контент-анализ проводится на годичной выборке: если это изучение протоколов собраний, то достаточно 12 протоколов (по числу месяцев), если изучение сообщений средств массовой информации - 12-16 номеров газеты или теле- радиодней. Обычно выборка сообщений средств массовой информации составляет 200-600 текстов.

Необходимым условием контентного исследования является разработка таблицы контент-анализа - основного рабочего документа, с помощью которого оно проводится. Тип таблицы определяется этапом исследования. Так, разрабатывая категориальный аппарат, аналитик составляет таблицу, представляющую собой систему скоординированных и субординированных категорий анализа. Такая таблица внешне напоминает анкету: каждая категория (вопрос) предполагает ряд признаков (ответов), по которым квантифицируется содержание текста. Таблица-анкета может быть достаточно объемной.

Для регистрации единиц анализа составляется другая таблица - кодировальная матрица:

Признак Текст
1 2 3 n Σn
А +
В + +
С + +
...
n
Σn

Если объем выборки достаточно велик (свыше 100 единиц), то кодировщик, как правило, работает с тетрадью матричных листов. Если выборка сравнительно невелика (до 100 единиц), то можно проводить двумерный или даже многомерный анализ. В этом случае для каждого текста должна быть своя кодировальная матрица. Однако эта работа очень трудоемка и кропотлива, поэтому при больших объемах выборки сопоставление интересующих исследователя признаков осуществляется на компьютере.

Иногда таблица может быть необходимой и на этапе количественной обработки данных. Например, при использовании анализа случайностей, разработанного американским социальным психологом Ч. Осгудом, строится т.наз. матрица случайностей:

Реальное совпадение Ожидаемое совпадение
А В С n Σn
А - 0,15 0,02
В 0,05 - 0,06
С 0,08 0,12 -
... -
n -
Σn -

С помощью такой матрицы выявляются меры случайности совпадения каждой классификационной единицы со всеми остальными. Например, единица А встречается в 30% анализируемых текстов (Р = 0,3), а единица В - в 50% текстов (Р = 0,5), тогда ожидаемая частота совместного появления этих единиц будет равна: РАВ = РА Рв=0,3 0,5 = 0,15. В действительности же признаки А и В совместно встретились лишь в 5% текстов АВ = 0,05. Сравнивая ожидаемые и реальные совпадения признаков, можно определить, какие фактические зависимости оказались не случайными (напр., из приведенной выше таблицы видно, что совместное появление единиц А и В - случайное, т.к. реальное совпадение меньше ожидаемого, а единиц В и С - не случайное, т.е. реальное совпадение выше ожидаемого). Цели применения данной матрицы могут быть различными: проследить случайность-неслучайность совпадения признаков для проверки гипотезы, отметить устойчивые-неустойчивые парные сочетания признаков, что может оказаться значимым для характеристики деятельности отправителя информации, и т.д.

Важным условием К.-А. является разработка инструкции кодировщику - системы правил и пояснений для того, кто будет собирать эмпирическую информацию, кодируя (регистрируя) заданные единицы анализа. В инструкции точно и однозначно излагается алгоритм действий кодировщика, даются операциональное определение категорий и единиц анализа, правила их кодирования, приводятся конкретные примеры из текстов, являющихся объектом исследования, оговаривается, как следует поступать в спорных случаях, и т.д.

Процедура подсчета при количественном контент-анализе. в общем виде аналогична стандартным приемам классификация по выделенным группировкам ранжирования и измерения ассоциаций. Существуют также специальные процедуры подсчета применительно к контент-анализу, напр., формула коэффициента Яниса (с), предназначенного для вычисления соотношения положительных и отрицательных (относительно избранной позиции) оценок, суждений, аргументов. В случае, когда число положительных оценок превышает число отрицательных, коэффициент Яниса подсчитывается по формуле

© Социология: энциклопедия. М., 2003

Введение

В XXI веке информационные потоки обрушились на человека _ выросло количество телевизионных программ, изменился и их формат. Готовый продукт, передаваемый в эфир, оказывает влияние на аудиторию, формирует ее социальные установки и мнения. В этой связи становится важным изучение соотношения «экранной картинки» с реальной жизнью, насколько та или иная передача (проект), соответствуют тому, что происходит в обществе с внесением последующих изменений и корректировок в телеконтент.

Объектом исследования является изучение метода контент-анализа, предметом - исследование его характеристик и применения.

Цель курсовой работы _ дать определения методу «контент-анализ», изучить его структуру, выявить особенности и способы применения в исследовании телепрограммы и применить на практике.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  • 1. Раскрыть сущность понятия «контент-анализ».
  • 2. Рассмотреть составляющие метода«контент-анализ», выявить его основные функции и алгоритм применения.
  • 3. Применить метод «контент-анализа» (на примере телепередачи «Битва экстрасенсов»).

Методологической основой исследования стали научные труды отечественных и зарубежных ученых в области социологии, политологии и теории коммуникации. В качестве методов исследования в работе применялись: метод анализа и синтеза, наблюдения, статистические и математические методы.

Понятие «контент-анализ»

В социологии при сборе первичных данных используют четыре основных метода: опрос (анкетирование и интервьюирование), анализ документов (качественный и количественный «контент-анализ»), наблюдение (невключенное и включенное) и эксперимент (контролируемый и неконтролируемый). Несмотря на функциональное различие у этих методов, у них есть общая внутренняя структура. В ней можно выделить три группы элементов: нормативную, инструментальную и процедурную.

В данной главе мы рассмотрим, что такое метод контент-анализа. Возникновение термина «анализ содержания», обозначавшего статистически точные измерения содержания материалов массовой информации, относится к первым попыткам такого рода исследований в американской журналистике в конце XIX - начале XX вв.

В ранних работах исследователей американской прессы преобладала тенденция качественного анализа, осмысления содержания, поэтому особое внимание они уделяли разработке подобной классификации материалов прессы по форме изложения и, главным образом, по тематике, сравнивая затем объем материалов по категориям. Специалисты в области американской журналистики занимались не только разработкой различных классификаций, но и общетеоретических оснований самой процедуры анализа, однако их категории были слишком широки. Полномасштабное использование контент-анализа как объективного и систематического количественного описания явного содержания текстов требовало повышения его точности, и первым к решению этой задачи приступил Гарольд Лассуэл, который выделил в текстах повторяемость их отдельных частей и элементов на основе строгих математических расчетов.

Основное внимание Лассуэл обращал на частоту применения тех или иных «символов»: чем чаще встречается то или иное слово, тем более значима связанная с ним информация. Он учитывал только «словарное значение» слова, что делало строгим (объективным) полученный результат. Рассмотрение в качестве основного критерия контент-анализа исключительно количественной характеристики ограничивало возможности этого метода, не принимавшего в расчет редко встречающиеся темы или «символы». Контент-анализ в том виде, который придал ему Лассуэл, стал распространенным методом изучения газетной и журнальной прессы.

Важный вклад в развитие процедур контент-анализа внесли и российские и эстонские социологи, особенно А.Н. Алексеев, Ю. Вооглайд, П. Вихалемм, Б.А. Грушин, Т.М. Дридзе, М. Лауристинь.

Метод контент-анализа кажется простым, но реальная проблема для исследователя заключается в отборе смысловых единиц, значимых именно для исследуемой содержательной области, и в правильной категоризации отобранных текстов. Для того, чтобы отбор смысловых единиц (категорий) был «правильным», и для того, чтобы правильной была категоризация (подведение единиц текста под одну из наличных категорий), необходимы как экспертные свидетельства, так и более или менее глубокое предварительное содержательное изучение исследуемой области.

Б. Берельсон характеризует этот метод как «метод исследования, с помощью которого достигается объективный, систематический и количественный анализ открытого текста». Смысл объективности состоит в том, что категории, используемые при анализе содержания, должны быть определены настолько точно, чтобы, используя их, разные люди, разбирая один и тот же текст, получали одинаковый результат. Также это означает, что все термины и категории, содержащие явный элемент оценки, должны быть исключены, т.е. они очень субъективны, и значение их меняется с изменением ситуации и времени. Систематичность предполагает, что выбор текста или его части для анализа должен осуществляться на формальном основании, без учета личной заинтересованности и предрасположенности исследователя. Результаты анализа должны быть выражены в математической форме.

Известный социолог В.А. Ядов дает определение контент-анализу, говоря о том, что «это перевод в количественные показатели массовой тестовой информации с последующей статистической ее обработкой. М.К. Горшков пишет, что «стремление в максимальной степени избежать субъективизма, потребность в социологическом изучении и обобщении большого объема информации. Ориентация на использование современной компьютерной техники при обработке содержания текстов привели к становлению метода формализованного, качественно-количественного изучения документов _ контент-анализа, согласно которому, содержание текста определяется как совокупность имеющихся в нем сведений, оценок, объединенных в некую целостность единой концепцией, замыслом. Формализованный анализ документов имеет дело с текстом, но ориентирован, прежде всего, на изучение стоящей за ним реальности».

Дж. Б. Мангейм и Р.К. Рич определяют контент-анализ как «формализованный метод, который эффективен, когда необходимо обеспечить высокую точность показателей, исследовать обширный несистематизированный материал. Этот метод используется, когда есть возможность познакомиться с материальным источником информации газета, журнал, книга, фонограмма, аудио- или видеозапись. Протокол, стенограмма заседания, рекламный плакат и предполагает систематическую обработку, оценку и интерпретацию формы и содержания.

В.И Добреньков и А.И. Кравченко пишут о том, что «контент-анализ _ это количественный анализ текстов и текстовых массивов с целью последующей содержательной интерпретации выявленных числовых закономерностей. Этот тип неопросного исследования называют еще анализом документов. Под документами (текстами) в контент-анализе понимают книги, книжные главы, эссе, интервью, дискуссии. Заголовки газетных статей и свои статьи, исторические документы, дневниковые записи, речи выступлений, рекламные тексты.

Как социологический метод, контент-анализ используется не сам по себе, а в составе крупного исследовательского проекта, под который составлена научная программа, где прописаны цели и задачи, проблема и объект, теоретическая модель и объект исследования, выдвинуты гипотезы. Контент-анализ позволяет обнаружить в документе то, что ускользает от поверхностного взгляда при его традиционном изучении. Он позволяет вписать содержание документа в социальный контекст, осмыслить его одновременно и как проявление, и как оценку социальной жизни.

К числу достоинств контент-анализа относятся:

Возможность точной регистрации внешне неразличимых показателей в объемных массивах эмпирических данных;

Способность к выявлению скрытых тенденций и закономерностей;

Допустимость осуществления отсроченного по времени анализа событий и ситуаций;

Относительная объективность процедур и надёжность результатов;

Отсутствие проявлений эффекта воздействия исследователя на поведение испытуемых.

Наряду с этим контент-анализу присущи и некоторые ограничения:

Характер информации во многом определяется замыслами ее автора и спецификой форм предъявления. Поэтому возможно принятие исследователем вымысла за документальность или упущение каких-либо существенных данных вследствие недостаточной выраженности их в обрабатываемом материале;

Искажения информации могут возникать и по вине исследователя, неспособного, к примеру, адекватно выделить категории анализа или учесть все имеющиеся варианты их словесного выражения.

В терминологическом словаре телевидения «контент-анализ телепередач _ метод изучения тематики, содержания телепрограмм. Его задача - выявить, как отражается действительность на экране, насколько созданные телевидением модели соответствуют тому, что происходит в обществе. Система категорий: внешние признаки показываемой действительности; контекстовые признаки показываемой действительности; персонаж, субъект изображения. Система обработки позволяет в итоге получить данные разного характера: оперативные _ описание содержания передач определенного периода, например одной недели; сравнительные _ описание содержания одного периода в сравнении содержания телепередач с газетными статьями, с радиопередачами. В конечном итоге контент-анализ способствует повышению эффективности вещания».

При контент-анализе телепрограмм важно, каким образом в контексте телепрограммы используются средства формирования и распространения образов, отвлечения внимания посредством создания новых информационных поводов (предлогов). Предоставления сенсации, эмоциональной окраски события, не связанного с основным событием телесюжета, а также средства изменения тональности текста или контекста через «последнее слово» ведущего (репортера). Создания двойного стандарта или дозирования информационной базы, опускания или исключения информации, предоставления позитивной (негативной) окраски изложения события через положительную (негативную) подводку сюжета и ее позитивное (негативное) окончание (метод «сладкого» или «ядовитого сендвича»). Средства раздувания детали и осложнения и усложнения информационной базы (когда точка зрения или позиция объекта мониторинга выкладывается максимально академически, детализировано, с использованием сложных научных терминов, которая делает такую точку зрения или позицию непонятной). Исследователи обращают внимание и на средства манипулирования семантической структурой высказывания (подбор слов, которые опосредствовано, вызывают ту или другую эмоцию) и на средства манипулирования цветом, светом.

Американский социолог Б. Тернер говорит о преимуществах контент-анализа, характеризуя его как ненавязчивый (нет взаимодействия с фоном исследования, который мог бы исказить результаты) и косвенный метод (выводы исходят из того, что непосредственно не наблюдается), дающий представление об объектах, которые исследователь непосредственно не наблюдает.

Задачи, функции и основные процедуры контент-анализа.

Эстонский социолог М. Лауристинь обобщает задачи, предмет и объект контент-анализа применительно к изучению массовых коммуникаций:

Проблематика отражения действительности;

Область реализации целей коммуникатора и социального института, который он представляет;

Сфера потребностей аудитории массовой коммуникации, удовлетворяемых ею;

Область взаимодействия коммуникатора и аудитории.

Далее развертывается система индикаторов применительно к каждому из названных аспектов. Например, для первого аспекта (отражение реальности) ставятся задачи: реконструировать события и явления и установить закономерности отображения действительности средствами массовой коммуникации (СМК). Объектом анализа здесь выступают содержание сообщений, их тематика и смысловые значения, а предметом _ картина мира, представляемая СМК. В последнем аспекте (взаимодействие) ставятся задачи прогнозировать эффективность информационного воздействия, его социальный эффект и коммуникативные отношения между различными группами аудитории. Объект коммуникации _ язык и структура текста (то, о чем сообщается) и характеристики источника сообщения, а также его адресата.

Объектом контент-анализа могут быть экземпляры книг, плакатов или листовок, номера газет, фильмы, публичные выступления, теле- и радиопередачи. Общественные и личные документы, журналистские интервью, ответы на открытые вопросы анкет.

По функциям контент-анализ делится:

На поисковый, направленный на проверку выдвинутой гипотезы, выявление неизвестных тенденций;

Контрольный, связанный с более точным определением уже известного (более или менее) содержания.

По характеру:

Направленный, когда точно известно, что нужно измерять;

Ненаправленный, когда исследователь действует интуитивно, не систематизируя заранее объект исследования.

Алгоритм контент-анализа заключается и в определении модальности и тональности текста. Модальность текста _ это выражение в тексте отношения автора к сообщаемому, его концепции, точки зрения, позиции, его ценностных ориентаций, сформулированных ради сообщения их читателю. Выделяют положительную, нейтральную и отрицательную модальность.

Тональность _ категория, отражающая психологическую установку автора, относится к понятийному полю субъективной модальности. Материалы, часть (блоки) газетных материалов, сюжеты, часть сюжетов, разграничиваются. По нейтральной, позитивной (положительной) и негативной тональности. Тональность материалов, части (блоков) газетных материалов, сюжетов, части сюжетов, определяется по:

Наличию оценочных суждений и оценочной лексики (эпитеты, существительные уничижительного, уменьшительно-ласкательного характера);

По интонации (в письменной речи _знаки препинания, особенно восклицательный и вопросительный);

Использование метафор, сравнений, пословиц, символов, описывающих человека, предмет или явление;

По формулировке основного сообщения (заглавий);

По контексту;

По соответствию вербального текста и видеоряда (фото, иллюстраций);

По соответствию синхрона и видеоряда;

По верстке части (блоков) сюжета, частям (чередованием) их тональности;

По прямой или опосредствованной оценке окружения субъектов контент-анализа;

По прямой или опосредствованной оценке субъектов контент-анализа со стороны других субъектов контент-анализа;

По прямой или опосредствованной оценке субъектов контент-анализа со стороны журналистов;

По прямой или опосредствованной оценке субъектов контент-анализа со стороны других действующих лиц, засвидетельствованных в сюжете.

Проведение контент-анализа требует предварительной разработки ряда исследовательских инструментов. По мнению С.И. Григорьева и Ю.Е. Растова их должно быть пять:

Классификатор контент-анализа;

Протокол итогов анализа (бланк контент-анализа);

Регистрационная карточка или кодировальная матрица;

Инструкция исследователю, непосредственно занимающемуся регистрацией и кодировкой единиц счета;

Каталог (список) проанализированных документов.

Классификатором контент-анализа авторы называют общую таблицу, в которую сведены все категории (и подкатегории) анализа и единицы анализа. Ее основное предназначение _ предельно четко зафиксировать то, в каких единицах выражается каждая категория, используемая в исследовании. Классификатор можно уподобить социологической анкете, где категории анализа играют роль вопросов, а единицы анализа _ ответов.

Протокол (бланк) контент-анализа содержит сведения о документе (его авторе, времени издания, объеме) и итоги его анализа (количество случаев употребления в нем определенных единиц анализа и следующие отсюда выводы относительно категорий анализа).

Протоколы заполняются в закодированном виде, исходя из того, что нужно уместить всю информацию о документе для удобства сопоставления итогов анализа.

Регистрационная карточка представляет собой кодировальную матрицу, в которой отмечается количество единиц счета, характеризующее единицы анализа. Протокол контент-анализа каждого конкретного документа заполняется на основе подсчета данных всех регистрационных карточек, относящихся к анализируемому.

К стадиям разработки и проведения контент-анализа относят формулирование темы, задач, гипотезы исследования, определяют категории анализа _ наиболее общие, ключевые понятия, соответствующие исследовательским задачам.

Категории анализа - смысловые единицы, обозначающие эмпирические признаки текстовой информации, которые являются результатом операционализации опорных теоретических понятий в концепции исследования. К категориям анализа предъявляют определенные требования, они должны выражать теоретические понятия исследования, иметь в соответствии признаки (смысловые единицы) в тексте, обладать возможностями однозначной регистрации признаков, составляющих эти категории.

При выборе категорий для контент-анализа следует избегать крайностей: выбора слишком многочисленных и дробных категорий, почти повторяющих текст, и выбора слишком крупных категорий, т.к. это может привести к упрощенному, поверхностному анализу. Необходимо принимать во внимание и отсутствующие элементы текста, которые могут быть значимыми для контент-анализа.

Уместными, т.е. соответствовать решению исследовательских задач;

Исчерпывающими, т.е. достаточно полно отражать смысл основных понятий исследования;

Взаимоисключающими (одно и то же содержание не должно входить в различные категории в одинаковом объеме);

Надежными, т.е. такими, которые не вызывали бы разногласий между исследователями по поводу того, что следует относить к той или иной категории в процессе анализа документа.

В настоящее время различают четыре методологии контент-анализа:

Грамматический (лингвистический) (по размеру абзацев, длине фраз, порядку слов в предложении, метрическому составу);

Семантический (социологический) (по экспертным оценкам содержания);

Документалистический (кибернетический) (по параметрам языка, текста и документа как сообщения (дескрипторы и их нагрузка, компактность, информационная плотность, аспектность, проточность, физический и информационные объемы, информационная емкость и информативность));

Цитационный (анализ библиографических ссылок в научной литературе).

Контент-анализ проводится в несколько этапов. Исследователь должен составить план работы, определить источники информации, затем выделить единицы анализа и составить кодировочный бланк, который заполняется во время работы с текстами.

Первый этап предполагает выбор единиц анализа: необходимо выбрать соответствующие, служащие в тексте индикатором интересующих исследователя явлений, которые зависят от исследовательской программы, объекта, предмета, цели, задач и гипотез исследования. Главной смысловой единицей может быть социальная идея, социально значимая тема, отраженная в операционных понятиях. В тексте она выражается по-разному _ словом, сочетанием слов, описанием. Цель _ отыскать индикаторы, указывающие на наличие в документе темы, значимой для анализа, и раскрывающие содержание текстовой информации.

В качестве единиц анализа используются:

Понятия, выраженные в отдельных терминах. Например, из области экономики: «формы собственности», «приватизация», «финансовая система», «денежное обращение»; политики: «правящие круги» и «оппозиция», «демократия», «международное сотрудничество». Нравственные или правовые символы: «права человека». «Гуманизм», «активность», «преступность»; научные: «модель», «система», «космическое пространство»;

Темы, выраженные в целых смысловых абзацах, частях текстов, статьях, радиопередачах. По тематике можно еще более полно представить содержание документа. Столь же показательны сюжеты из личных документов, например, писем о самом себе или о своих близких, в делах производственных и политике, об искусстве. Все это _ свидетельства определенной направленности взглядов, интересов, ценностных ориентаций и норм деятельности;

Имена исторических личностей, политиков, выдающихся ученых и деятелей искусства, организаторов производства, лидеров движений и партий, наименований общественных институтов, организаций и учреждений. Эти характеристики могут свидетельствовать о влиянии отдельных лиц или представляемых ими социальных институтов, сообществ, групп на общественное мнение. По числу ссылок на отдельных авторов определяют значимость той или иной научной цели: если число ссылок растет или падает, это свидетельствует о росте или падении авторитета данной концепции. По частоте упоминаний общественных движений или их лидеров легко заключить о влиятельности этих движений;

Целостное общественное событие, официальный документ, факт, произведение, случай, несут специфическую смысловую нагрузку и тоже могут быть приняты за единицу анализа.;

Смысл апелляций к потенциальному адресату-пользователю рекламируемой продукции, или гражданину как возможному стороннику политического, иного движения. В коммерческой рекламе содержатся апелляции к возрастным когортам («молодежь выбирает»), социальному слою, активизирующие разные потребности личности (здоровье, социальный статус), нацеленные на мотивацию избежания опасности или достижение успеха.

Второй этап связан с выбором единиц измерения (счета), т.е. количественной меры единиц анализа (индикаторы единиц анализа), позволяющей регистрировать частоту (регулярность) появления признака категории анализа в тексте. За единицу счета могут быть приняты:

Частота появления признака категории анализа;

Объем внимания, уделяемого категории анализа в содержании текста. Для установления объема внимания могут быть учтены количество печатных знаков, абзацы, площадь текста, выраженная в физических пространственных единицах.

Единицы счета могут и совпадать и не совпадать с единицами анализа. При анализе прессы за единицу счета часто принимают физическую протяженность или площадь текстов (в квадратных сантиметрах), заполненную смысловыми единицами: число строк, абзацев, знаков; длительность трансляции по радио и телевидению, метраж пленки при магнитофонных записях. Преимущество такой единицы счета заключается в быстроте работы кодировщика.

Процедура контент-анализа включает в себя применение стандартных правил выделения в изучаемом тексте однотипных единиц анализа (счета, наблюдения). И подсчет частоты встречаемости этих единиц в выборке (количество документов, подвергаемых счету) как в абсолютных (число раз), так и в относительных (проценты) величинах. Обязательный момент в такой процедуре - использование математико-статистических методов счета, т.к. основу контент-анализа составляет подсчет встречаемости некоторых компонентов в анализируемом информационном массиве, дополняемый выявлением статистических взаимосвязей и анализом структурных связей между ними, а также снабжением их теми или иными количественными и качественными характеристиками.

Третий этап _ подготовка инструментария, составление кодировочного бланка. Каждой из выделенных единиц приписывается определенный код _ числовое обозначение. Это может быть одна цифра, если ключевых немного, но может быть и двухзначным или трехзначным. Все присвоенные коды вписываются в специальный журнал, которым пользуются дешифровальщики.

Бланк кодировки _ обязательный инструментарий осуществления формализованного анализа документов. Он составляется в соответствии со схемой операциональных понятий, содержит единицы анализа и все элементы описания проблемной ситуации, устанавливает однозначное соответствие между лексикой текста и кодами, над которыми производятся вычислительные операции.

В общем виде процедуры подсчета при контент-анализе аналогичны стандартным приемам классификации по выделенным группировкам, ранжирования. Для исчисления результатов контент-анализа используются и специально разработанные формулы. Так, А.Н. Алексеев предложил формулу оценки «удельного веса» смысловых категорий в общем объеме текста. Формула указывает на уровень интенсивности представленной в тексте определенной темы (или аргументации, способов обращения к читателю).

Применяются также статистические расчеты доходчивости текста (терминов, предложений), его интересности для читателя и более сложные приемы изучения взаимосвязи распределений смысловых единиц. Процедуры обработки данных контент-анализа происходят в специальной программе SPSS.

Широко используемое средство, позволяющее проверить надежность, достоверность информации и одновременно исследовать содержание документов _ внутренний и внешний анализ. Внешний анализ состоит в изучении обстоятельств возникновения документа, его исторического, социального контекста. Внутренний анализ _ это изучение содержания документа, всего того, о чем свидетельствует текст источника и тех объективных процессов и явлений, о которых он сообщает.

Надежность информации, получаемой контент-анализом, обеспечивается следующими способами:

Обоснование полноты объема выделяемых смысловых единиц методом «снежного кома». Первоначально выделяются все смысловые единицы из первого анализируемого текста, далее из второго _ те же плюс дополнительные, ранее не встречавшиеся, из третьего документа _опять те же, что встречались в двух предыдущих плюс дополнительные. После изучения других текстов, в которых не появляется ни одной новой единицы, ранее фиксированной в предыдущих документах, можно полагать, что «поле» смысловых единиц из изучаемого массива исчерпано;

Контроль на обоснованность содержания смысловых единиц с помощью судей. Специалисты в данной области обсуждают, насколько предложенные качественные единицы соответствуют поставленным задачам;

Обоснованность по независимому критерию. Например, данные контент-анализа дневников или сочинений учащихся с целью выявить их профессиональную склонность выборочно проверяются путем опросов или по данным наблюдений, или тестом по известной группе;

Устойчивость данных определяется при помощи кодирования одного текста разными кодировщиками на основе единой инструкции.

» Контент-анализ социология

© О.Т. Манаев

Контент-анализ - описание метода

Контент-анализ (от англ. contens содержание) - метод качественно-количественного анализа содержания документов с целью выявления или измерения различных фактов и тенденций, отраженных в этих документах. Особенность контент-анализа состоит в том, что он изучает документы в их социальном контексте. Может использоваться как основной метод исследования (например, контент-анализ текста при исследовании политической направленности газеты), параллельный, т.е. в сочетании с другими методами (напр., в исследовании эффективности функционирования средств массовой информации), вспомогательный или контрольный (напр., при классификации ответов на открытые вопросы анкет).

Не все документы могут стать объектом контент-анализа. Необходимо, чтобы исследуемое содержание позволило задать однозначное правило для надежного фиксирования нужных характеристик (принцип формализации), а также, чтобы интересующие исследователя элементы содержания встречались с достаточной частотой (принцип статистической значимости). Чаще всего в качестве объектов исследования контент-анализа выступают сообщения печати, радио, телевидения, протоколы собраний, письма, приказы, распоряжения и т.д., а также данные свободных интервью и открытые вопросы анкет.

Основные направления применения контент-анализа: выявление того, что существовало до текста и что тем или иным образом получило в нем отражение (текст как индикатор определенных сторон изучаемого объекта - окружающей действительности, автора или адресата); определение того, что существует только в тексте как таковом (различные характеристики формы - язык, структура, жанр сообщения, ритм и тон речи); выявление того, что будет существовать после текста, т.е. после его восприятия адресатом (оценка различных эффектов воздействия).

В разработке и практическом применении контент-анализа выделяют несколько стадий. После того, как сформулированы тема, задачи и гипотезы исследования, определяются категории анализа - наиболее общие, ключевые понятия, соответствующие исследовательским задачам. Система категорий играет роль вопросов в анкете и указывает, какие ответы должны быть найдены в тексте. В практике отечественного контент-анализа сложилась довольно устойчивая система категорий - знак, цели, ценности, тема, герой, автор, жанр и др. Все более широко распространяется контент-анализ сообщений средств массовой информации, основанный на парадигматическом подходе, в соответствии с которым изучаемые признаки текстов (содержание проблемы, причины ее возникновения, проблемообразующий субъект, степень напряженности проблемы, пути ее решения и др.) рассматриваются как определенным образом организованная структура.

Категории контент-анализа должны быть исчерпывающими (охватывать все части содержания, определяемые задачами данного исследования), взаимоисключающими (одни и те же части не должны принадлежать различным категориям), надежными (между кодировщиками не должно быть разногласий по поводу того, какие части содержания следует относить к той или иной категории) и уместными (соответствовать поставленной задаче и исследуемому содержанию). При выборе категорий для контент-анализа следует избегать крайностей: выбора слишком многочисленных и дробных категорий, почти повторяющих текст, и выбора слишком крупных категорий, т.к. это может привести к упрощенному, поверхностному анализу. Иногда необходимо принимать во внимание и отсутствующие элементы текста, которые могут быть значимыми для контент-анализа.

После того, как категории сформулированы, необходимо выбрать соответствующую единицу анализа - лингвистическую единицу речи или элемент содержания, служащие в тексте индикатором интересующих исследователя явления. В практике отечественных контент-аналитических исследований наиболее, употребительными единицами анализа являются слово, простое предложение, суждение, тема, автор, герой, социальная ситуация, сообщение в целом и др. Сложные виды контент-анализа обычно оперируют не одной, а несколькими единицами анализа. Единицы анализа, взятые изолировано, могут быть не всегда правильно истолкованы, поэтому они рассматриваются на фоне более широких лингвистических или содержательных структур, указывающих на характер членения текста, в пределах которого идентифицируется присутствие или отсутствие единиц анализа - контекстуальных единиц. Например, для единицы анализа «слово» контекстуальная единица - «предложение». Наконец, необходимо установить единицу счета - количественную меру взаимосвязи текстовых и внетекстовых явлений. Наиболее употребительны такие единицы счета, как время-пространство (число строк, площадь в квадратных сантиметрах, минуты, время вещания и т.п.), появление признаков в тексте, частота их появления (интенсивность).

Важен выбор необходимых источников, подвергаемых контент-анализу. Проблема выборки содержит в себе выбор источника, количества сообщений, даты сообщения и исследуемого содержания. Все эти параметры выборки определяются задачами и масштабами исследования. Чаше всего контент-анализ проводится на годичной выборке: если это изучение протоколов собраний, то достаточно 12 протоколов (по числу месяцев), если изучение сообщений средств массовой информации - 12-16 номеров газеты или теле-, радиодней. Обычно выборка сообщений средств массовой информации составляет 200-600 текстов.

Необходимым условием является разработка таблицы контент-анализа - основного рабочего документа, с помощью которого проводится исследование. Тип таблицы определяется этапом исследования. Например разрабатывая категориальный аппарат, аналитик составляет таблицу, представляющую собой систему скоординированных и субординированных категорий анализа. Такая таблица внешне напоминает анкету: каждая категория (вопрос) предполагает ряд признаков (ответов), по которым квантифицируется содержание текста. Для регистрации единиц анализа составляется другая таблица - кодировальная матрица. Если объем выборки достаточно велик (свыше 100 единиц), то кодировщик, как правило, работает с тетрадью таких матричных листов. Если выборка невелика (до 100 единиц), то можно проводить двумерный или многомерный анализ. В этом случае для каждого текста должна быть своя кодировальная матрица. Эта работа трудоемка и кропотлива, поэтому при больших объемах выборки сопоставление интересующих исследователя признаков осуществляется на компьютере.

Важным условием контент-анализа является разработка инструкции кодировщику - системы правил и пояснений для того, кто будет собирать эмпирическую информацию, кодируя (регистрируя) заданные единицы анализа. В инструкции точно и однозначно излагается алгоритм действий кодировщика, дается операциональное определение категорий и единиц анализа, правила их кодирования, приводятся конкретные примеры из текстов, являющихся объектом исследования, оговаривается, как следует поступать в спорных случаях, и т.д. Процедура подсчета при количественном контент-анализе в общем виде аналогична стандартным приемам классификации по выделенным группировкам ранжирования и измерения ассоциации. Существуют также специальные процедуры подсчета применительно к контент-анализу, напр., формула коэффициента Яниса, предназначенного для вычисления соотношения положительных и отрицательных (относительно избранной позиции) оценок, суждений, аргументов. В случае, когда число положительных оценок превышает число отрицательных,