Создание личного информационного пространства учителя. Формирование единого информационного пространства Как формируется индивидуальное информационное пространство

Современное значение понятия "единое информационное пространство" (инфосфера) сложилось в результате эволюции концептуальной схемы различия в совокупном геополитическом пространстве областей, имеющих свойства и позволяют рассматривать их как самостоятельные пространства со своими границами, структурой, ресурсами и особенностями взаимодействия субъектов деятельности, которые включают информационное обеспечение.

При этом существенно меняется содержание таких процессов, как взаимодействие в процессе совместной деятельности, конкуренция. Особенно заметной становится конкуренция вследствие борьбы за достижение информационного превосходства, за обладание развитым информационным ресурсом, открывающим лучшие возможности контроля над информационным ресурсом противника.

Информационная сфера - совокупность информации, информационной инфраструктуры, субъектов, осуществляющих сбор, формирование, распространение и использование информации, а также системы регулирования соответствующих общественных отношений. Информационная сфера - совокупность отношений, возникающие при: формировании и использовании информационных ресурсов на основе создания, сбора, обработки, накопления, хранения, поиска, распространения и предоставления потребителю документированной информации; создании и использовании информационных технологий и средств их обеспечения; защите информации, прав субъектов, участвующих в информационных процессах и информатизации.

Информационная сфера является системообразующим фактором постиндустриального общества, активно влияет на состояние экономической, политической, оборонной и других составляющих национальной безопасности.

Онтология ЗАБЬЕШЬ может быть поданному через всю совокупность объектов, вступающих в информационной взаимодействия, и технологий и систем этой взамодії. Информационное пространство является динамичной средой. Физические объекты, как правило, имеют четко определенные физические границы, которые могут достигать временной информационной преимущества, а пространство является структурированным и гетерогенным, защищенным и универсальным.

Структура информационного пространства

Основными структурными составляющими информационного пространства являются информационные поля и информационные потоки. Информационное поле - это совокупность всей сосредоточенной в О информации, безотносительно ее формы и состояния, что находится в отрыве как от объекта отражения, так и от субъекта восприятия.

Движение информации в информационном поле осуществляется с помощью физической связи между получателем и источником информации, что материализуется в информационном потоке.

Информационный поток - совокупность информации, которая перемещается в информационном пространстве через каналы коммуникации. Информационные потоки могут протекать как внутри отдельных інфосфер, так и между ними, в зависимости от наличия каналов коммуникации. Организационный аспект структуры информационного пространства составляют множества баз данных и банков данных, хранилищ данных, технологий их ведения и использования, информационных систем, сетей, приложений, организационных структур, функционирующих на основе определенных принципов и по установленным правилам, обеспечивающих информационное взаимодействие объектов.

В состав технологических и организационных компонентов информационного пространства относят информационную инфраструктуру - среда, обеспечивающая возможность сбора, передачи, хранения, автоматизированной обработки и распространения информации в обществе. Информационная инфраструктура общества образуется совокупностью: информационных и телекоммуникационных систем и сетей связи, индустрии средств информатизации, телекоммуникации и связи; систем формирования и обеспечения сохранности информационных ресурсов; системы обеспечения доступа к информационно-телекоммуникационных систем, сетей связи и информационных ресурсов; индустрии информации и рынка информационных услуг; системы подготовки кадров, проведения научных исследований; алгоритмов и программных средств, обеспечивающих функционирование программно-аппаратных платформ и т. п.

Информационное пространство общества характеризуется уникальными субъектами и сообществами, не имеющими прямых аналогов в других пространствах, среди которых можно назвать виртуальное сообщество, сетевую организацию, виртуальное предприятие. Информационное пространство благодаря отсутствию границ и своей виртуальности является интеграционным механизмом организационных структур в планетарном масштабе.

Основными функциями, которые сейчас выполняет информационное пространство, являются: интегрирующая - объединяет в единое пространственно-коммуникативную и социокультурную среду различные виды экономической деятельности; коммуникативная - создается особая среда трансграничного, интерактивной и мобильной коммуникации различных субъектов экономической деятельности, в рамках которой они осуществляют информационный обмен; актуалізуюча - в информационном пространстве осуществляется актуализация интересов различных субъектов экономической деятельности путем реализации ими информационной политики; геополитическая - формируются собственные ресурсы и меняется значимость традиционных ресурсов, создавая новую среду геополитических отношений и конкуренции; социальная - информационное пространство трансформирует общество и изменяет характер и содержание социально-экономических отношений во всех сферах: политике, культуре, науке, религии и т.д.

Быстрый рост объемов информационных ресурсов человечества и появление новейших технологий вызывают коренные изменения в деятельности предприятий и их бизнес-процессов. Более приоритетным становится нематериальное производство, наука, образование, что способствует развитию промышленности на основе компьютеризации, информатизации, автоматизации всех циклов производства.

Определение 1

Точного определения информационного пространства не существует. Чаще всего под термином «информационное пространство» понимают логическое противопоставление объектному (предметному, физическому, материальному) миру.

Основными компонентами информационного пространства являются:

  • информационные ресурсы;
  • средства информационного взаимодействия;
  • информационная инфраструктура.

Информационные ресурсы

Определение 2

Совокупность всей информации, которая накоплена человечеством в ходе развития науки, культуры, образования и практической деятельности, называют информационными ресурсами.

Пользователь может не только использовать созданные другими людьми информационные ресурсы, но и сделать доступными для других результаты своего труда. Например, можно создать собственный веб-сайт или разместить свои документы (фотографии, презентации, текстовые файлы, аудио- и видеозаписи и др.) на блоге.

При размещении информации для общего доступа следует обратить внимание на такое свойство информации, как достоверность, учесть, что информация не должна унижать честь и достоинство других людей и не должна носить угрожающий характер. Также категорически запрещено (и даже преследуется по закону) пропагандировать насилие, терроризм, национальную рознь и т.п., а также распространять материалы, которые содержат компьютерные вирусы.

Средства информационного взаимодействия

Современные средства информационного взаимодействия – средства телекоммуникаций на уровне объединения компьютерных сетей и средств различного вида связи (телефонной, телевизионной, спутниковой). Комплексы, которые используют эти средства, могут объединяться в системы передачи и приема для обеспечения информацией целых регионов страны. Общение через локальные или глобальные компьютерные сети может проходить в реальном времени (так называемая синхронная телекоммуникационная связь) и с задержкой во времени (так называемая асинхронная телекоммуникационная связь).

Информационная инфраструктура

Определение 3

Информационная инфраструктура – система организационных структур, подсистем, которые обеспечивают функционирование и развитие информационного пространства страны и средств информационного взаимодействия.

Информационная инфраструктура включает:

  • информационные центры, подсистемы;
  • банки данных и знаний;
  • системы связи;
  • центры управления;
  • аппаратно-программные средства;
  • технологии обеспечения сбора, хранения, обработки и передачи информации и их объединение.

Главное предназначение информационной инфраструктуры – обеспечение доступа потребителей к информационным ресурсам.

Примерами информационной инфраструктуры являются такие общеизвестные сферы как:

  • Интернет;
  • дистанционное образование;
  • сетевые средства массовой информации;
  • реклама, пиар.

К информационному пространству могут также относиться:

  • банки и базы данных, а также технологии их сопровождения и использования;
  • информационные телекоммуникационные системы, которые функционируют на основе общих принципов и обеспечивают информационное взаимодействие организаций и граждан, а также удовлетворение их информационных потребностей .

Организация индивидуального информационного пространства

Индивидуальное информационное пространство формирует сам пользователь:

  • во время установки необходимого ему программного обеспечения на ПК;
  • создавая текстовые, графические и другие документы;
  • при переносе (копировании) на свой ПК информации, которая хранится на различных устройствах внешней памяти или в сети Интернет (фотографии, тексты, музыкальные файлы, видеофильмы и др.);
  • сохраняя на своём ПК ссылок на необходимые сетевые ресурсы и т. д.

Если компьютер автономный (не подключен к локальной или глобальной сети), то информационное пространство пользователя ограничено лишь теми программами и данными, которые размещены на этом ПК. Если же компьютер имеет доступ к какой-либо сети, то информационное пространство пользователя становится практически безграничным.

Определение 4

Информационные ресурсы, которые доступны пользователю при работе на ПК, называют индивидуальным информационным пространством пользователя.

Для организации своего индивидуального информационного пространства пользователь может выполнять установку программного обеспечения на ПК, в ходе работы создавать документы различных типов (текстовые, графические, видео и др.), сохранять (переносить, копировать) на свой ПК необходимые файлы с различными данными (тексты, музыку, фотографии, фильмы и т.п.), сохранять на своем ПК ссылки на сетевые ресурсы, настраивать под свои требования программы для создания документов, веб-браузеры и т.д.

Рисунок 1.

Определение 5

Иначе говоря, информационное пространство пользователя – это информационные ресурсы (файлы с программами, документами, веб-сайты, фотографии, видеофрагменты и др.), которые доступны пользователю при работе на ПК.

Индивидуальное информационное пространство пользователь формирует также с помощью настройки пользовательского интерфейса операционной системы и программ.

Настройка программного продукта – это изменение его свойств, которое выполняется с целью:

  • адаптировать программный продукт к техническим средствам компьютера;
  • наиболее полного удовлетворения потребностей пользователя, а возможно, и выполняющихся программ;
  • повысить эффективность функционирования программного продукта или его оптимизации по выделенным показателям качества (например, быстродействия).

У каждого пользователя есть привычки при работе на компьютере. Например, многие пользователя для быстрого доступа к программе, диску или папке создают на рабочем столе соответствующий ярлык. Ярлыки программ также часто размещают на панели быстрого доступа.

К организации индивидуального интерфейса можно отнести такие настройки как: скорость доступа к данным, внешний вид окон, содержательность окон, скорость работы компьютера.

Большую часть настроек пользователь может обнаружить в специализированной папке «Панель управления», с помощью которой можно управлять ресурсами системы, менять настройки оборудования (монитора, клавиатуры, мыши, звукового сопровождения и т.д.).

Пользователю доступны также настройки вида окон.

Представление каждого пользователя о собственном информационном пространстве так же разнообразно, как и сами пользователи. С опытом работы на компьютере каждый пользователь способен будет сам определить как организовать свои данные на компьютере, чтобы ему было комфортно работать с ними.

Информационный ресурс охватывает все подразделения и службы организации. В этом смысле можно говорить об информационном пространстве предприятия, понимая под этим термином не только информацию и средства ее обработки, но и географию информационных отношений.

Информационное пространство организации (ИП) формируется с помощью технических средств обработки информации, компьютерной и телекоммуникационной технологии. В зависимости от формы их взаимодействия и использования можно выделить четыре основных уровня реализации ИП организации.

На первом уровне реализации ИП организации фактографическая информация о выполненных хозяйственных операциях формируется в виде таблиц конкретной БД (базы данных). Обработка этих таблиц позволяет вести основные виды учета: оперативный, бухгалтерский, административный, налоговый и т.п.

Реализация ИП второго уровня предполагает использование мощной системы управления базой данных (СУБД), которая позволяет не только выполнить основные операции по обработке фактографической информации и поддерживать все виды учета, но и дать возможность подготовки различных аналитических документов. На этом уровне реализации формируется взаимодействие с Интернетом, позволяющее осуществить электронный документооборот и способствующее накоплению и обобщению корпоративной информации.

Модель ИП третьего уровня отражает его разделение на отдельные инфосистемы: логистика, учет и отчетность, управление персоналом и т.п., в каждой из которых формируется своя ИС. Здесь также создается общая ИС отображения информации для менеджмента. ИП этого уровня используют в своей структуре «пул данных», который определяет не только возможность приема и хранения оперативной информации, но также и средство ее предварительной обработки по заранее установленным алгоритмам. Эти алгоритмы настраиваются на заранее устанавливаемую систему аналитических отчетов. Модель ИП третьего уровня предусматривает реализацию хозяйственной деятельности в Интернете, например, посещение торговых площадок, использование электронных платежей и т.п.

ИП организации четвертого уровня предполагает его расширение за счет применения фронт-офисных структур, которые могут с помощью Интернета предоставить стейкхолдерам (поставщикам, партнерам, клиентам, инвесторам) необходимую информацию в соответствии с данными им полномочиями, рис. 1.4.

Рис. 1.4. Модель информационного пространства организации

Процессы формирования ИП на этом уровне ведутся с помощью бэк-офиса фирмы. Управление системой осуществляется с помощью информационной системы менеджмента, связанной с кокпитом системы. Кокпит реализует демонстрацию графических аналитических отчетов с помощью демонстрационных LSD-планшетов.

1.4. Информационные системы управления предприятием и их классификация

Для построения информационных систем управления предприятием (ИСУП) необходимо:

1. Сформулировать основные цели, достигаемые предприятием в процессе использования ИТ.

2. Оценить состояние структуры действующей ИСУП, ее документооборота и необходимость виртуализации.

3. Выбрать направления применения информационного ресурса как внутри предприятия (на уровне корпорации), так и вне предприятия (на виртуальном уровне).

4. Определить необходимую модель управления предприятием.

5. Установить содержание необходимого программного и технического обеспечения для достижения поставленных целей.

6. Разработать систему обучения персонала.

7. Сформировать соответствующую производственную службу.

8. Разработать структуру взаимосвязи, управления и защиты аппаратно-сетевых средств.

9. Оценить ожидаемый уровень затрат и достигаемые результаты.

При построении ИСУП необходимо также учесть возрастание рисков, связанных как с использованием получаемой в ИСУП информации, так и с возможностью проведения мероприятий электронной коммерции и маркетинга, обеспечить защиту ИСУП от внешних и внутренних информационных диверсий.

Для формирования ИСУП можно использовать различные организационные подходы, основными из которых являются:

1) приобретение отдельных модулей программно-аппаратных средств и самостоятельное построение информационной системы предприятия;

2) обращение к предприятиям системным интеграторам, которые предоставляют квалификационные услуги по установке программного и технического обеспечения;

3) обращение к консалтинговым (консультационным) компаниям, которые консультируют выполнение законченных проектов, приобретение необходимой информационной системы;

4) сотрудничество с системным интегратором, создающим информационную систему и ведущим аппаратно-программный комплекс в течение согласованного с заказчиком времени;

5) выполнение информационных проектов и предоставление услуг по обслуживанию программно-аппаратных средств специализированными комплексными независимыми организациями. Этот подход получил название «аутосоринг» (от англ., outsourcing). В этом случае менеджер предприятия только пользуется информацией от программно-аппаратного комплекса, принадлежащего сторонней организации.

ИСУП можно классифицировать, используя различные критерии: организация контура управления, метод управления, применение соответствующих ИТ и т.п. Рассмотрим классификацию ИСУП в зависимости от уровня реализации информационного пространства организации: учетные, аналитические, интегрированные и динамические системы.

Учетные ИС организуют выдачу документов (как правило, на бумажном носителе) о состоянии отдельных хозяйственных процессов деятельности организации. Эти системы ориентированы на формирование ИП первого уровня. Сложность обработки информации в бумажной технологии (различные форматы, различные словари) приводит к тому, что итоговая информация создается, как правило, к тому времени, когда она уже не нужна. Эти системы позволяют получать информацию о текущем состоянии производственного процесса, учете персонала и ведении системы учета и отчетности, что ценно для решения многих проблем малых и средних предприятий. Они нацелены, как правило, на процессы организации различных форм учета, отображения текущей информации и выдачи аналитических отчетов.

Аналитические ИС , используя различные методы информационного анализа, позволяют показать тенденции развития бизнес-процессов организации, организовать электронный документооборот. Они позволяют сформировать ИП второго уровня.

Интегрированные ИС предоставляют доступ сотрудникам к необходимой информации в режиме реального времени, что позволяет контролировать выполнение процесса на любой стадии, обеспечивая управление процессами. Они также предоставляют механизмы контроля и координации различных составных частей бизнес-среды. Эти системы формируют ИП третьего уровня.

Использование ИСУП интегрированного типа позволяет интенсифицировать следующие вопросы:

 информационная поддержка на всех стадиях работ по составлению отчетности, ускорение процесса подготовки отчетности;

 уточнение данных с помощью обеспечения прямого доступа к оперативной информации;

 анализ состояния функциональных процессов фирмы и заблаговременное предупреждение негативных процессов с использованием возможности оперативного перехода к деталям бизнеса (подробные данные его отдельным клиентам, хозяйственным операциям или бизнес-процессам);

 интегрированный целостный взгляд на корпоративную информацию, т.е. предоставление новейшей информации по всем важнейшим показателям – критическим факторам успешной деятельности фирмы;

 оперативное реагирование на организационные изменения или на быстрое предоставление новой информации без привлечения дополнительных информационных каналов;

 разработку прогностических ожиданий в бизнесе, что позволяет реализовать современные методы управления бизнесом, осуществить контроль процесса управления и найти пути развития бизнеса.

Динамические ИС нацелены на поиск новых методов взаимодействия участников бизнеса с целью получения максимальной прибыли. Они позволяют синхронизировать процессы управления фирмой с действиями заинтересованных участников бизнеса: поставщиков, клиентов, партнеров и т.д. Динамические системы формируют условия для реализации ИП четвертого уровня. Динамические ИСУП ориентированы на поиск наиболее эффективной взаимосвязи, синхронизацию информационных процессов непосредственно в производстве, между различными организациями-партнерами, клиентами, инвесторами. Они соединяют в себе достоинства интегрированных ИСУП и технологии Интернета, реализуя возможности электронного бизнеса.

Одним из основополагающих аспектов существования человека в информационном пространстве является его правовое положение в этом пространстве. Государственное регулирование этого чрезвычайно важного аспекта производится Конституцией Российской Федерации, а также соответствующими подзаконными актами и нормативными документами. В частности, во исполнение Указа Президента Российской Федерации разработана "Концепция формирования и развития единого информационного пространства России и соответствующих государственных информационных ресурсов".

В разработке Концепции приняли участие специалисты Комитета при Президенте Российской Федерации по политике информатизации, Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации, Госкомстата России, Госкомоборонпрома России, Госстандарта России, Минобороны России, других органов государственной власти, непосредственно связанных с важнейшими направлениями формирования и развития единого информационного пространства в России.

В Концепции отмечено, что информационные услуги, ресурсы и программные продукты (информационный потенциал общества) распространены по территории России крайне неравномерно, причем в основном ими обеспечены центральные области. Это распределение соответствует распределению основных производственных, научных и информационных центров России и не учитывает потребности населения и органов управления. Такой перекос крайне негативно сказывается на развитии страны. Именно поэтому требует скорейшего решения задача выравнивания информационного потенциала.

Указанные проблемы можно решить только одним путем -- формированием единого информационного пространства и обеспечения функционирования в этом пространстве государственных и коммерческих структур, а также всех без исключения граждан.

Единое информационное пространство представляет собой совокупность баз и банков данных, информации и знаний, технологий их ведения и использования, информационных систем и телекоммуникационных сетей, функционирующих на основе единых принципов и по общим правилам, обеспечивающим информационное взаимодействие организаций и граждан, а также удовлетворение их информационных потребностей.

Единое информационное пространство складывается из следующих главных компонентов:

информационные ресурсы, содержащие данные, сведения и знания, зафиксированные на соответствующих носителях информации;

организационные структуры, обеспечивающие функционирование и развитие единого информационного пространства, в частности, сбор, обработку, хранение, распространение, поиск и передачу информации;

средства информационного взаимодействия граждан и организаций, обеспечивающие им доступ к информационным ресурсам на основе соответствующих информационных технологий, включающие программно-технические средства и организационно-нормативные документы.

Организационные структуры и средства информационного взаимодействия образуют информационную инфраструктуру. Информационная деятельность, как совокупность информационных процессов в обществе, определяет информационный потенциал, являющийся неотъемлемой составляющей экономического потенциала общества наравне с материальным производством и природными ресурсами.

Основными целями формирования единого информационного пространства являются:

обеспечение прав граждан на информацию, провозглашенных Конституцией Российской Федерации;

создание и поддержание необходимого для устойчивого развития общества уровня информационного потенциала;

повышение согласованности решений, принимаемых федеральными органами государственной власти, органами власти субъектов Федерации и органами местного самоуправления;

повышение уровня правосознания граждан путем предоставления им свободного доступа к правовым и нормативным документам, определяющим их права, обязанности и возможности;

предоставление возможности контроля со стороны граждан и общественных организаций за деятельностью федеральных органов государственной власти, органов власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления;

повышение деловой и общественной активности граждан путем предоставления равной с государственными структурами возможности пользоваться открытой научно-технической, социально-экономической, общественно-политической информацией, а также информационными фондами сфер образования, культуры и социальной сферы;

интеграция с мировым информационным пространством.

Работы по развитию информационного пространства в передовых странах мира проводились и проводятся по инициативе и под патронажем высших должностных лиц государства. Так например, в США, Великобритании, Франции, Германии развитие сетей телекоммуникации и связи, вычислительной техники и информационных систем проводилось по инициативе администраций президентов, премьер-министров и при значительной финансовой поддержке государственного бюджета, а также различных негосударственных и корпоративных фондов.

В настоящее время по инициативе Президента США разворачивается новый виток развития Национальной информационной инфраструктуры США (The National Information Infrastructure: Agenda for Action), призванный укрепить позиции страны как наиболее развитого информационного общества в мире. Государственный информационный профиль США (Government Open System Interconnection Profile -- GOSIP) имеет статус признанного международного стандарта (подробнее об этом и других профилях будет сказано в главе 18).

В России пока развиваются отдельные составляющие единого информационного пространства. Работы ведутся в рамках федеральных программ, программ субъектов федерации и органов местного самоуправления. В 2001 году была начата разработка Федеральной целевой программы "Электронная Россия" ставящая своей задачей реализацию ряда предметных проектов по информатизации страны, предусматривающей выполнение большого объема работ по созданию систем государственной информатизации различного назначения. В комплексе мер предусмотрены мероприятия, обеспечивающие пропаганду целей, задач и возможностей единого информационного пространства, обучение граждан основам компьютерной и информационной грамотности. Это активизирует обращение граждан и общества к информационным ресурсам, ускорит развитие информационной инфраструктуры страны, упорядочит рынок информационных ресурсов, технологий и услуг.

Отметим, однако, что к настоящему моменту указанные работы по развитию единого информационного пространства далеки от завершения. Этому способствует неравномерное бюджетное финансирование, отсутствие гарантий для крупных частных инвесторов, а также отсутствие единого подхода к реализации такой сложной комплексной программы в огромной многонациональной стране с неравномерным развитием регионов.

В связи с этим отметим, что адекватное функционирование человека в постоянно расширяющемся информационном пространстве возможно лишь в том случае, если он сумеет преодолеть реальные "языковые барьеры" при общении с автоматизированными информационными системами. Решение этой проблемы может идти по следующим основным направлениям:

включение обязательных курсов информатики в школьное и вузовское образование, всемерное повышение компьютерной грамотности населения;

создание различного рода дружественных интерфейсов на базе международных стандартов;

разработка технических и программных средств информатизации, способных поддерживать многоалфавитные интерфейсы информационных и поисковых систем на языках международного и межнационального общения;

создание систем и средств автоматизированного полного перевода текстов произвольного содержания и компьютерных толковых словарей наиболее употребительных слов и терминов;

широкое применение гипертекстовых информационных систем и систем мультимедиа, в которых обеспечивается возможность одновременного использования текстов, графиков, телевизионных изображений, мультипликации, музыки и речи;

развитие технологий основанных на использовании трехмерных образных представлений информации (когнитивная 3D-графика).

Неформальное информационное пространство: социальные сети

Рассмотренные выше аспекты формирования единого информационного пространства России и проблемы его интеграции с мировым информационным пространством затрагивали, в основном, формализованную сторону этого процесса. Многие исследователи (Н. Луман, М. Кастельс и др.) отмечали, что при всей важности информации как базового объекта информационного общества она всё же постепенно перестаёт быть определяющим параметром, так как ценность информации, которую невозможно передать для использования, резко уменьшается. Таким образом, существенно изменился параметр оценки информационного социума: "не только информация, но и эффективная коммуникация оказывается его смыслообразующим стержнем".

Коммуникации, в том числе электронные, в информационном обществе являются реальным средством установления социальных связей.

По определению, социальные связи -- это:

совокупность осознанных или неосознанных, необходимых и случайных, устойчивых и спонтанных зависимостей одних социальных субъектов и объектов от других;

воздействия социальных субъектов друг на друга;

комплекс факторов, обеспечивающих совместную деятельность индивидов в социальных общностях, объединяя их в функциональное целое, способное к устойчивости и развитию;

организованная система отношений, институтов и средств социального контроля, объединяющих индивидов, подгруппы и другие составные элементы в функциональное целое, способное к устойчивости и развитию.

Установление и развитие социальных связей в информационном обществе практически не зависит от личных характеристик индивида -- это объективный фактор. Их установление обусловлено социальными условиями, в которых живут и действуют индивиды, а сущность данных связей проявляется в содержании и характере действий людей. Разные виды контактов (пространственный, социальный, информационный), социальные отношения и взаимодействия, социальный контроль, социальные институты и организации -- выступают, с одной стороны, как компоненты социальной связи, а с другой стороны -- как этапы ее формирования.

Таким образом, даже в самом демократичном обществе социальные связи, устанавливаемые на основе межличностных отношений, не являются полностью свободными от влияния государственных и коммерческих структур, различных социальных институтов и групп. И поэтому в настоящее время мощным организующим инструментом установления и развития надгосударственных социальных связей является Internet.

Глобальные сети Internet уже довольно давно предоставили гражданам различных государств средства для широкого неформального общения -- речь идёт о быстро развивающемся феномене социальных сетей.

Начало современной теории социальных сетей положили в 1951 году Рэй Соломонофф (Ray Solomonoff) и Анатолий Рапопорт (Anatoly Rapoport). Сам термин "социальная сеть" был введён в 1954 году социологом из "Манчестерской школы" Джеймсом Барнсом (J. Barns) в работе "Классы и собрания в норвежском островном приходе", вошедшую в сборник "Человеческие отношения". Он развил изобретенный еще в 30-е годы подход к исследованию взаимосвязей между людьми с помощью социограмм -- визуальных диаграмм, в которых отдельные лица представлены в виде точек, а связи между ними -- в виде линий.

На этом подходе основана социометрия (Sociometry) -- психотехнический метод для выяснения распределения ролей в коллективе. В 1959-1968 гг. венгерские математики Пол Эрдос (Paul Erdos) и Альфред Реньи (Alfred Renyi) написали восемь статей, описывающих принципы формирования социальных сетей. Дункан Уоттс (Duncan J. Watts) и Стивен Строгач (Steven H. Strogatz) развили теорию социальных сетей, и в числе многих других открытий ввели понятие "коэффициента кластеризации" (Clustering Coefficient) -- степени близости между неоднородными группами. К 70-м годам ХХ века окончательно сформировался комплекс социологических и математических методов исследований, которые составляют научный фундамент современного анализа социальных сетей.

Социальная сеть (Social Networking Service) -- платформа, онлайн сервис или веб-сайт, предназначенные для построения, отражения и организации социальных взаимоотношений [Аналитические материалы о социальных сетях. http://www.social-networking.ru].

Анализ социальных сетей (Social Network Analysis) -- направление структурного подхода, основными целями которого являются исследование взаимодействий между социальными объектами (акторами) и выявление условий возникновения этих взаимодействий. Сеть социальных взаимодействий состоит из конечной совокупности социальных акторов и набора связей между ними. Сетевые модели рассматривают различные социальные, политические, экономические структуры как устойчивые шаблоны взаимодействий между акторами. Особое место занимают когнитивные (познавательные) социальные сети, которые отражают мнение каждого актора о взаимоотношениях других акторов сети.

Структурный подход акцентирует внимание на геометрической форме сети и интенсивности взаимодействий ("весе" ребер). Для интерпретации результатов в данном случае используются структурные теории и теории сетевого обмена.

Ресурсный подход рассматривает возможности акторов по привлечению индивидуальных и сетевых ресурсов для достижения определенных целей и дифференцирует акторов, находящихся в идентичных структурных позициях социальной сети, по их ресурсам. В качестве индивидуальных ресурсов могут выступать знания, престиж, богатство, раса, пол. Под сетевыми ресурсами понимаются влияние, статус, информация, капитал.

Нормативный подход изучает уровень доверия между акторами, а также нормы, правила и санкции, которые влияют на поведение акторов в социальной сети и процессы их взаимодействий.

Динамический подход акцентирует внимание на изменениях в сетевой структуре с течением времени.

методы теории графов, в частности, направленные графы и представляющие их матрицы, применяемые для изучения структурных взаимосвязей актора;

методы нахождения локальных свойств субъектов, например, центральности, престижа, положения, принадлежности к некоторым подгруппам;

методы определения эквивалентности акторов, включая их структурную эквивалентность; блоковые модели и ролевые алгебры; анализ диад и триад;

вероятностные модели;

корреспондентский анализ и топологические методы, представляющие сеть в виде некоторого формализованного комплекса элементов и связей.

предоставление практически полного спектра возможностей для обмена информацией (фото, аудио, видео, сервис блогов и микроблогов, организация сообществ, форумы и чаты, возможность отметить местоположение и т. п.);

создание профилей, в которых можно указать реальные персональные данные и информацию о себе;

подавляющее большинство друзей пользователя в социальной сети -- это не только реальные друзья, родственники, коллеги, одноклассники и однокурсники, но и виртуальные друзья по интересам.

Поэтому не совсем правильно считать социальными сетями такие популярные сервисы как LiveJournal (площадка блогов), Foursquare, Twitter (площадки микроблогов), так как они имеют узкий спектр возможностей и не ставят в приоритет сообщение пользователями реальных данных о себе и максимального числа информации о себе.

Активное общение пользователей без наложения ограничений.

Создание публичного или полупубличного профиля (Profile) пользователя -- например, профиль может содержать дату и место рождения, школу, вуз, хобби и другие данные по усмотрению пользователя.

Пользователь может задавать и поддерживать список других пользователей, с которыми у него имеются некоторые отношения (например, дружбы, родства, деловых и рабочих связей и т. п.)

Просмотр и обход связей между пользователями внутри системы (например, пользователь может видеть друзей, друзей своих друзей и т.д.).

Возможность управления содержимым в рамках своего профиля, образование групп пользователей с различными режимами членства, возможности веб-синдикации, использование приложений и многое другое.

В настоящее время в мире насчитывается несколько десятков популярных социальных сетей с числом пользователей более ста миллионов. Именно поэтому для рекламодателей социальные сети предоставляют уникальные возможности непосредственного контакта с потребителями. Ежедневно миллионы пользователей делятся своим мнением и впечатлениями о компаниях, их товарах и услугах. В результате отдельно взятый участник сетевого сообщества может улучшить или, наоборот, испортить репутацию компании с многомиллионным оборотом.

Согласно недавнему исследованию агентства eMarketer, общая выручка крупных социальных сетей от рекламы по итогам 2013 года составила более 11 млрд. долларов. При составлении отчёта эксперты eMarketer учитывали все виды рекламы, размещённой в социальных сетях, включая медийную, контекстную и видеорекламу, а также затраты на маркетинговые проекты, в которых маркетологи создают профили для своих товаров и брендов в социальных сетях.

В России наибольшую популярность имеют сети Facebook, ВКонтакте, Однокласники, Twitter, LinkedIn, В кругу друзей, Мой Круг, Мой Мир и т.д.

Социальные сервисы Internet

Как было упомянуто выше, Internet с самого момента зарождения стал мощным организующим инструментом в социальной сфере, практически не зависящим от государства. Исходными средствами массового общения стали:

Электронная почта. Возникшая самой первой, эта форма обмена сообщениями продемонстрировала саму возможность практически мгновенного общения посредством вычислительных сетей. Архитектурно предназначенная для обмена сообщениями между двумя абонентами, она позволила обмениваться информацией группам людей. Такой модификацией стали группы или списки рассылки.

Телеконференции или группы новостей. Телеконференции стали следующим этапом развития систем общения. Их особенностями стали, во-первых, хранение сообщений и предоставление заинтересованным лицам доступа ко всей истории обмена, а во-вторых, различные способы тематической группировки сообщений.

Интерактивное общение (чаты). С развитием телекоммуникаций все большее количество пользователей начинают работать в интернете в режиме постоянного присутствия, и как логичное развитие этой ситуации, появляется сервис общения в режиме реального времени, когда абонент получает сообщение в течении незначительного промежутка времени в пределах нескольких секунд после отправки его собеседником. Специализированный сервис такого рода получил название Internet Relation Chat (IRC). В рамках этого сервиса общение проходит через специальныеузлы в рамках общих направлений -- каналов.

Свободное общение пользователей как таковое во всех этих сервисах вовсе не было самоцелью. Их назначением было обеспечение в первую очередь деловых задач -- информирование, обсуждение проблем, рабочие коммуникации. Однако с появлением в сети множества индивидуальных пользователей, с удешевлением коммуникаций и компьютерного оборудования, общение стало более свободным. В рамках этих сервисов стали появляться сообщества -- группы людей, объединенных общими интересами, среди которых обмен был существенно более активным и протяженным во времени, чем вне этих групп. В группах стала формироваться некоторая история обмена -- личная и общественная, со временем появились и личные отношения между участниками.

Такие сообщества имели особенности, обусловленные их техническим и социальным характером:

пользователя в таком сообществе идентифицирует формальное имя (NickName или сокращенно nick). Один реальный пользователь может выступать под разными обозначениями, ведя таким способом несколько виртуальных персонажей;

основным способом коммуникации был и остается обмен текстовыми сообщениями. Поскольку эмоции обычным текстом передать сложно и не всегда такой текст воспринимается одинаково, то со временем появились знаки, обозначающие эмоциональную окраску текста -- "смайлики" (Smiley);

накопление активно использующейся социальной истории отношений (смысловых шаблонов, общих ситуаций, способов разрешения конфликтов и пр.). Такая история служит отчасти и средством опознавания "свой-чужой". В сетевых сообществах одной из форм проявления такой истории стало формирование своеобразного стиля общения, диалоговых сокращений, часто просто жаргона;

стиль общения в таких средах более свободный, чем в обычной жизни -- чаще всего из-за того, что общение ведется от имени виртуального персонажа, не имеющего явно выраженного пола, возраста и социального статуса.

Наиболее распространенными современными средства интерактивного общения являются Web-приложениями. Такой способ позволяет максимально облегчить вхождение в систему общения за счет максимального сокращения настроек системы, которые часто устанавливаются по умолчанию, а также за счет доступности -- браузер-приложения стали стандартом де-факто и присутствуют в любой операционной системе, рассчитанной на персональное использование. В тоже время, благодаря развитию телекоммуникационных сетей, с таким сервисом можно работать из любой точки земного шара, в том числе и с мобильных устройств -- телефонов и смартфонов. Укажем на несколько наиболее распространенных форм организации общения с помощью Web-технологий.

Гостевые книги. Первая и самая простая форма организации общения в виде Web-приложений. Простейшая гостевая книга представляет собой список сообщений, показанных от последних к первым. Каждый посетитель может оставить свое сообщение или отзыв по интересующему его вопросу.

Форумы. Первые форумы появились как усовершенствование гостевых книг и организовывали сообщения в ветви -- как в телеконференциях. Сообщения пользователей в форумах группируются по темам, которые задаются, как правило, первыми сообщениями. Все посетители могут увидеть тему и разместить свое сообщение -- в ответ на уже написанные. Темы группируются в тематические форумы, управление системой осуществляют неформальные администраторы и модераторы. Наиболее развитые форумы начинают обладать первыми признаками социальных сетей -- между участниками могут быть установлены долговременные социальные связи по интересам.

Блоги (Web Log -- Web-журнал, Web-протокол). В этих сервисах каждый участник ведет собственный журнал -- оставляет записи в хронологическом порядке. Темы записей могут быть любыми, самый распространенный подход -- это ведение блога как собственного дневника. Другие посетители могут оставлять комментарии на эти записи. В этом случае пользователь, помимо возможности вести свой журнал, получает возможность организовывать листинговый просмотр -- список записей из журналов "друзей" (Friends), регулировать доступ к записям, искать себе собеседников по интересам. На базе таких систем создаются сообщества по интересам -- журналы, которые ведутся коллективно. В таком сообществе его членом может быть свободно размещено любое сообщение по направлению деятельности сообщества.

С развитием таких форм общения стали образовываться обширные социальные сети -- то есть совокупности участников, объединенных не только общей тематикой, но и средой общения с явно установленными связями между собой. Отличительной чертой таких форм общение является полное равноправие участников и их практически полная независимость от государственных, коммерческих и иных структур. Напротив, "раскрученные" социальные Internet-сети, насчитывающие миллионы участников, выкупаются различными коммерческими структурами у их создателей с целью получения прибыли от размещения рекламы в таких сетях.

В целом все современные системы обеспечения работы сетевых сообществ обладают несколькими общими чертами, указанными ниже.

В подавляющем большинстве сообществ предусматривается регистрация пользователей -- т.е. на каждого участника должна быть заведена учетная запись. При регистрации пользователь должен указать некоторую информацию о себе для идентификации. Почти все системы требуют ввода адреса электронной почты и проверяют его работоспособность, высылая письмо с кодом активации учетной записи. Если адрес неверен, то активировать запись может только администратор системы. Такой подход гарантирует до определенной степени уникальность участника и его идентифицируемость.

Работа в среде проводится сеансами. Каждый сеанс начинается с того, что пользователь указывает свое имя и подтверждает свою личность вводом пароля. Для удобства, сеансовость участия обычно скрывается от пользователя техническими средствами, но, тем не менее, идентификация пользователя происходит постоянно.

Помимо учетных данных, пользователь настраивает окружение -- внешний вид, дополнительные данные о себе, указывает свои интересы, желательные контакты, темы для общения и т.д.

Социальные сети и поддерживающие их сервисы оказались чрезвычайно эффективным методом обеспечения посещаемости сайтов, обратной связи, они постепенно стали одним из средств наполнения контента сайта содержимым, имеющим реальную коммерческую и социальную ценность. На основе такого подхода появилось и быстро набрало популярность довольно большое количество социальных Web-сервисов, объединенных общим названием сервисы Web 2.0. Можно указать некоторые такие ресурсы.

Социальные закладки (Social Bookmarking). Некоторые веб-сайты позволяют пользователям предоставлять в распоряжение других список закладок или популярных веб-сайтов. Такие сайты также могут использоваться для поиска пользователей с общими интересами. Пример: Delicious.

Социальные каталоги (Social Cataloging) напоминают социальные закладки, но ориентированы на использование в академической сфере, позволяя пользователям работать с базами данных цитат из научных статей. Примеры: Academic Search Premier, LexisNexis Academic University, CiteULike, Connotea.

Социальные библиотеки представляют собой приложения, позволяющие посетителям оставлять ссылки на их коллекции, книги, аудиозаписи и т. п., доступные другим. Предусмотрена поддержка системы рекомендаций, рейтингов и т. п. Примеры: discogs.com, IMDb.com.

Социальные сети вебмастеров используются для анонсирования полезных материалов, позволяющие авторам оставлять ссылки на их посты, общаться, голосовать за интересные анонсы и т. п. Часто имеют рейтинги или рекомендации.

Многопользовательские сетевые игры (Massively Multiplayer Online Games) имитируют виртуальные миры с различными системами подсчёта очков, уровней, состязательности, победителей и проигравших. Пример: World of Warcraft.

Многоязычные социальные сети позволяют налаживать социальные связи между людьми, говорящих на разных языках. При этом используется специальное программное обеспечение, позволяющее переводить фразы с одного языка на другой в режиме реального времени. Примеры: Dudu.

Геосоциальные сети формируют социальные связи на основании географического положения пользователя. При этом используются различные инструменты геолокации (например, GPS или гибридные системы типа технологии AlterGeo), которые дают возможность определять текущее местонахождение того или иного пользователя и соотносить его позицию в пространстве с расположением различных мест и людей вокруг.

Профессиональные социальные сети создаются для общения на профессиональные темы, обмена опытом и информацией, поиска и предложения вакансий, развития деловых связей. Примеры: Доктор на работе, Профессионалы.ру, MyStarWay.com, LinkedIn, MarketingPeople, Viadeo.

Сервисные социальные сети позволяют пользователям объединяться в он-лайн режиме вокруг общих для них интересов, увлечений или по различным поводам. Например, некоторые сайты предоставляют сервисы, с помощью которых пользователи могут размещать для общего доступа персональную информацию, необходимую для поиска партнеров. Примеры: LinkedIn, ВКонтакте.

Коммерческие социальные сети ориентированы на поддержку бизнес-транзакций и формирование доверия людей к брендам на основе учёта их мнений о продукте -- как сделать его лучше, тем самым позволяя потребителям участвовать в продвижении продукта и расширяя их осведомленность.

Создание личного информационного пространства ученика и учителя В условиях современного динамичного развития общества и быстро развивающейся его технической и социальной инфраструктуры важнейшим стратегическим ресурсом становится информация.ru Руководитель проекта Сидиков Марсель 9А класс Компьютерная грамотность стала составляющей профессионального уровня учителя. Развитие творческого и интеллектуального потенциала учащихся на основе использования ИКТ – одна из главных задач учителя. Webресурс учителя на котором расположены...


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


Н.А.Полещук

Создание личного информационного пространства

ученика и учителя

В условиях современного динамичного развития общества и быстро развивающейся его технической и социальной инфраструктуры важнейшим стратегическим ресурсом становится информация. Уровень информатизации, кроме того, становится одним из существенных факторов успешного экономического развития и конкурентоспособности региона как на внутреннем, так и на внешнем рынках.

В современный период развития общества, характеризующийся коренными изменениями социально-экономической, политической и других сферах, целью образования становится формирование творчески мыслящих учащихся, обладающих высокой информационной культурой, способных быстро адаптироваться в стремительно изменяющемся мире. Необходимость разработки новых подходов к обучению диктуется неудовлетворенностью общества его качеством. Изменение условий жизни общества неизбежно вызывает совершенствование образовательных концепций.

Образование ученика — это социальный заказ общества, который обусловлен социально-психологическими потребностями общества, уровнем его развития, нравственными и моральными ценностями этого общества. К сожалению, процесс модернизации в системе образования проходит трудно.

Основная цель использования информационных технологий в учебном процессе как инновационного подхода в образовании заключена в развитии способностей учащихся на основе саморегуляции и самообразования; формирования научного фундамента для успешного прогнозирования собственной профессиональной деятельности, творческому развитию личности и верному выбору индивидуальной программы человека.

Психологи выделяют следующие личные пространства человека: телесное, предметное, пространство, информационное пространство, эмоциональное пространство, время. Личное информационное пространство является обязательным атрибутом человека XXI века, а навыки по его формированию можно рассматривать как важные информационные компетенции. Создание информационного пространства направлено на
информационное взаимодействие между субъектами,
удовлетворение их информационных потребностей.

Реализация проекта «Информатизация системы образования» позволяет педагогическому и ученическому коллективам гимназии №93 активно использовать новейшие технические достижения и технологии в урочной и внеурочной деятельности. Качественное изменение методов и способов управления гимназией связано с переходом на автоматизированные рабочие места администрации, школьного психолога, библиотекаря, учителей и с созданием принципиально новой системы управления, основанной на активном и гибком управлении учебным процессом на основе мониторинга с помощью компьютерных технологий. Активно ИКТ используются в административной деятельности, делопроизводстве, в школьной библиотеке.

Сайт гимназии - живой организм, который растёт и изменяется. В процессе работы по реализации проекта «Информатизация системы образования» в совете старшеклассников министерство печати было переименовано в министерство информации. Учащиеся выпускают гимназическую газету «Ритм» (шеф-редактор Чурякова Нурзида 10А класс) и работают с материалами сайта www.gimnazija93kazan.edusite.ru (Руководитель проекта Сидиков Марсель 9А класс)

Компьютерная грамотность стала составляющей профессионального уровня учителя. Таким образом, информатизация учебно-воспитательного процесса гимназии позволяет эффективно оказывать учебно-методическую помощь учащимся в самостоятельной работе над учебным материалом при использовании учителем таких педагогических технологий, как: метод проектов, исследовательский метод, разноуровневая технология организации учебного процесса на основе новой 12-балльной системы оценивания.

Развитие творческого и интеллектуального потенциала учащихся на основе использования ИКТ – одна из главных задач учителя. Сеть перестала быть средой передачи информации и транспортным каналом доставки знаний. Она стала местом, где ученики находятся постоянно, где они совершают действия при помощи социальных сервисов, помогающих думать и действовать вместе.

Применение компьютера в обучении позволяет управлять познавательной деятельностью школьников, в этом случае обучение строится в рамках личностно-ориентированной модели. Web-ресурс учителя, на котором расположены тесты для интерактивного компьютерного тестирования, творческие работы и материалы к урокам математики. Он является своеобразным электронным портфолио учителя. Сайт дополнительная возможность внедрение информационных технологий в практику учителя – предметника.

Обучающий сайт учителя одна из форм создания информационноного пространства (www.flash-ka.edusite.ru ). Имея свой сайт, учителю можно решить множество задач. Общение с учащимися выходит на значительно другой уровень.

Важно отметить, что в данном конструкторе сайтов предусмотрена страница оформления тестов, работая с которыми ученик получает информацию о верных ответах на вопросы. Предусмотрено, что ответы ученика могут отправляться на почтовый ящик учителю. Данная форма работы расширяет возможности учителя в условиях подготовки к ЕГЭ.

Интернет, прежде всего, важный источник информации. В связи с ростом объёмов информации необходимо формировать информационную культуру. Под ней понимается знание источников информации, приёмов и способов рациональной работы с ними, применение их в практической деятельности.

Портал «Сеть творческих учителей» создан для педагогов, интересующихся возможностями улучшения качества обучения с помощью применения информационных и коммуникационных технологий. На портале можно зарегистрироваться и принимать участие в обсуждении проблем, обмениваться опытом с коллегами. Адрес портала: it-n.ru.

Личное информационное пространство учащихся формируется на базе персональных компьютеров. Близкий вариант – создание учеником своего личного статичного веб-сайта на базе одного из многочисленных бесплатных хостингов. В этом случае ученик создает и хранит свои документы на удаленном сайте. Упрощение процедуры публикации, доступность различных сервисов приводит к тому, что наблюдается переход от понятия "школьный сайт" к понятию "личный сайт ученика". Этот личный сайт ученика служит личным информационным учебным пространством.

Само появление понятия – личное учебное пространство – отражает изменение отношения к тому, что делает ученик. От бумажного портфолио с дипломами и грамотами, осуществляется переход к модели, в которой ученик более ответственен за свое обучение, сам собирает и представляет не только свои конечные, но и промежуточные результаты своей деятельности.

Последнее десятилетие поставило школу в ситуацию необходимости введения существенных изменений в систему обучения и воспитания учащихся. Эти изменения должна обеспечить реформа школы, которая продиктована модернизацией образования, компьютеризацией школ. Всё это позволит формировать положительную мотивацию учебной деятельности, осуществлять дифференцированный, индивидуальный подход к обучению на уровне ученика, индивидуализировать процесс обучения, создать надежную систему мониторинга усвоения знаний, осуществлять процесс обучения в режиме сотрудничества учителя и ученика, повышать педагогическую квалификацию учителя.

Литература:

Сыромятникова Л.М., «Мастер-класс заместителя директора по воспитательной работе в общеобразовательном учреждении»,/ Л.М. Сыромятникова –М, Глобус, 2009

Патаракин Е.Д., Ярмахов Б.Б., Повседневная сетевая культура как решение классификационных задач// «Образовательные технологии и общество», 2007

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.вшм>

11227. Создание информационного пространства по пониманию инвалидности и инклюзивного образования 7.69 KB
Из 450 000 детей с ограниченными возможностями здоровья в России только 170 000 учатся или лишь формально числятся в общеобразовательных школах. детей имеются особые образовательные потребности. В России нет законодательства требующего полного включения детей с инвалидностью в обычные школы. Наконец сами родители не владеют полной информацией о правах детей на получение образования и путях реализации этих прав.
11705. Создание единого информационного пространства образовательного учреждения (на примере факультета управления и психологии кубанского государственного университета) 1.22 MB
Цель исследования – повышение эффективности научно-исследовательской и образовательной деятельности на факультете управления и психологии КубГУ за счет использования информационных технологий.
17828. Роль учителя начальных классов в формировании личности ученика 47.16 KB
Охарактеризовать процесс формирования личности ученика начальной школы. Изучить особенности личностных качеств учителя начальных классов в формировании личности ученика. Исследовать то, как личность педагога и ее качества влияют на формирование личности младшего школьника.
5251. Создание информационного банка данных 2.13 MB
Для создания новой таблицы следует выбрать пункт меню File New Tble. Для создания вторичных индексов используется меню Secondry Indexes в выпадающем списке. Для создания связей между таблицами Student и Komnts используется меню Referentil Integrity в выпадающем списке Tble Properties...
11225. Знание английского языка как составляющая конкурентноспособности и успешности современного ученика 6.69 KB
Исторически сложилось так что английский язык стал языком не только международного общения но и языком средствами которого реализуются самые передовые технологии программирование проектирование нанотехнологии интернет и т. Кроме того современные технологии производства также требуют знания английского языка потому что команды обеспечивающие работу на производстве нередко бывают интернациональными или имеют зарубежных консультантов и потому профессиональные знания английского языка жизненно необходимы. Что может обеспечить...
1184. Теоретические основы и сущность личного страхования 26.16 KB
Актуальность страхования жизни на сегодняшний день осознаёт всё большее и большее количество граждан. Это в принципе естественно. Все мы хотим быть уверены, что в случае если с нами что случится, о наших близких позаботятся.
9335. Личное страхование. Основные категории личного страхования 13.4 KB
Договор личного страхования - гражданско-правовая сделка, по которой страховщик обязуется посредством получения страховых взносов, в случае наступления страхового случая возместить ущерб или произвести выплату страхового капитала, ренты и других услуг.
6630. Действия личного состава в условиях радиоактивного, химического и биологического заражения 88.72 KB
Применение средств индивидуальной защиты входит в комплекс мероприятий защиты войск от ОМП и составляет содержание мероприятия по обеспечению безопасности личного состава при действиях на зараженной местности.Зараженные участки в зависимости от обстановки преодолеваются на технике и в пешем порядке с использованием средств индивидуальной защиты. Способы преодоления зараженной местности и порядок применения при этом средств защиты зависят от вида заражения характера погоды и огневого воздействия противника.По сигналу Радиационная опасность...
6623. Приемы и способы защиты личного состава от средств массового поражения 292.76 KB
Средства индивидуальной защиты (СИЗ) предназначены для сохранения боеспособности личного состава и обеспечения выполнения боевой задачи в условиях применения противником оружия массового поражения
8244. ГИГИЕНА ТРУДА ЛИЧНОГО СОСТАВА ВОЙСК ПРИ ОБСЛУЖИВАНИИ ОБЪЕКТОВ ВООРУЖЕНИЯ, ВОЕННОЙ ТЕХНИКИ, РАДИОЛОКАТОРНЫХ СТАНЦИЙ 1.21 MB
После проверки исходного уровня знаний и рассмотрения теоретических вопросов по теме студенты пользуясь инструкциями изложенными ниже приложения 1 2 3 4 решают ситуационные задачи по оценке условий труда на РЛС: За приведенными формулами рассчитывают зоны формирования электромагнитного поля ЭМП вокруг антенны РЛС приложение 1. Рассчитывают плотность потока энергии ППЭ на указанном расстоянии от антенны с помощью формул приложение 2 и номограммы № 1 приложение 3. Диаметр раскрытия антенны L = 9 м. Коэффициент усиления...