Рабочая программа вдохновение для дошкольников по фгос. Характерные особенности программы

Экспериментальной площадки по апробации основной образовательной программы «Вдохновение». Началась экспериментальная работа в содружестве с другими детскими садами организации под руководством методической службы АНО и специалистов Федерального института развития образования. Её результаты станут основой для разработки и реализации основной образовательной программы дошкольной образовательной организации, соответствующей современным требованиям к качеству дошкольного образования

Программа «Вдохновение» уникальна - это абсолютно новый методический продукт, разработанный коллективом авторов на основе требований ФГОС ДО, с учетом результатов самых современных психолого-педагогических исследований и требований педагогов-практиков.

Программа использует понятия «образовательная биография», «индивидуальный план обучения», «индивидуальные траектории образования и развития». В этом её глубокая индивидуалистичная сущность, «заточенность на уникальность» каждого ребенка.

Программа «дарит» равные шансы, как одаренным детям, так и детям с проблемами в развитии (инклюзия). Она признает и учитывает весь спектр предпосылок развития, всё разнообразие способностей малышей и темпов развития. «Вдохновение» поддерживает игру во всех ее видах, исследовательскую активность ребенка, совместную деятельность взрослого и ребенка. Она предусматривает вариативность форм реализации в зависимости от конкретной ситуации, места расположения детского сада, особенностей детей и семей.

Коллектив детского сада №72 «Подсолнушек» вносит свой вклад в процесс экспериментальной апробации Программы. Здесь созданы уголки доверительного общения. Мягкий инвентарь располагает детей устроиться поудобнее для общения и деятельности.

Для работы с воспитанниками создаются и используются так называемые панно «детского совета».

Родители помогают педагогам насытить среду разноцветным и разноразмерным бросовым материалом: крышечки, коробочки, пластиковые бутылочки, контейнеры из-под ягод и овощей, пластиковые трубочки, различные крупы, цветной песок и т.д. Фантазия педагога, помноженная на творческое воображение малышей, превращает все это в причудливый развивающий материал.

В группах есть полочки для «незаконченных работ». Дети могут мастерить поделку целый день, прерываясь на другие игры и занятия, а потом возвращаясь к оставленному на время замыслу. При этом, поделка хранится на полочке и ждет, когда ее создателя вновь настигнет вдохновение.

Еще одна новинка - стена воплощения замысла: коллективного и самостоятельного. Она открыта «творцам» средней группы детского сада. В центрах творчества всё устроено как можно удобнее для детей. Здесь огромное количество материалов и накопителей для их хранения.

Авторы программы «Вдохновения» выдвигают идею уважительного отношения к каждой детской работе, каждому воплощенному замыслу. Поэтому очень важно показать результаты творчества малышей с помощью выставок, презентаций. Эту идею полностью поддерживают в детском саду и создают условия для таких презентаций в каждой группе.

Педагоги детского сада «Подсолнушек» уже сегодня замечают какие перемены происходят с ребятами. Они - любознательны, внимательны и активны, проявляют интерес к творчеству, высказывают смелые идеи и с готовностью их воплощают.

А коллектив уже транслирует опыт коллегам. В марте на базе детского сада прошла встреча руководителей и педагогов творческой группы «Вдохновение». Были представлены открытые показы образовательной деятельности с детьми в разных возрастных группах и развивающая предметно-пространственная среда, как условие реализации программы «Вдохновение».

С 25 по 27 марта в Сочи проходил III Всероссийский научно-практический семинар «Образование сквозь призму ФГОС: Вдохновение. Сотрудничество. Творчество» . АНО ДО «Планета детства «Лада» принимала участие в форуме посвященном проблеме апробации Программы вместе с коллегами со всех уголков страны: Москвы, Санкт-Петербурга, Орловской, Воронежской, Брянской областей, Крыма, Чечни, Татарстана, Адыгеи и других регионов. Материалы (фильм, презентации, фотографии, обобщение опыта) из опыта работы детского сада №72 «Подсолнушек» был также представлен на форуме.

Основная образовательная программа дошкольного образования "Вдохновение" создана в полном соответствии с требованиями ФГОС ДО с учетом результатов новейших отечественных и зарубежных психолого-педагогических исследований в области дошкольного детства. Программа предоставляет в распоряжение педагога современные данные о ребенке и его развитии, ставит ясные цели и предоставляет выверенные педагогические технологии и инструменты для их достижения. Открывая просторы для профессионального творчества, Программа в то же время позволяет выстроить полноценный, качественный образовательно-воспитательный процесс, сформировать современную и эффективную образовательную среду. Подходы дифференцированного обучения позволяют выстроить индивидуальную траекторию развития ребенка, обеспечивая работу в его зоне ближайшего развития, и при этом добиться высоких результатов всей группы. Инструменты педагогической диагностики, предлагаемые Программой, формируют надежную основу для принятия педагогических...

Читать полностью

Основная образовательная программа дошкольного образования "Вдохновение" создана в полном соответствии с требованиями ФГОС ДО с учетом результатов новейших отечественных и зарубежных психолого-педагогических исследований в области дошкольного детства. Программа предоставляет в распоряжение педагога современные данные о ребенке и его развитии, ставит ясные цели и предоставляет выверенные педагогические технологии и инструменты для их достижения. Открывая просторы для профессионального творчества, Программа в то же время позволяет выстроить полноценный, качественный образовательно-воспитательный процесс, сформировать современную и эффективную образовательную среду. Подходы дифференцированного обучения позволяют выстроить индивидуальную траекторию развития ребенка, обеспечивая работу в его зоне ближайшего развития, и при этом добиться высоких результатов всей группы. Инструменты педагогической диагностики, предлагаемые Программой, формируют надежную основу для принятия педагогических решений.
Программа поддерживает игру во всех ее видах, исследовательскую активность ребенка, совместную деятельность взрослого и ребенка. "Вдохновение" предусматривает вариативность форм реализации в зависимости от конкретной ситуации, места расположения детского сада, особенностей детей и их семей. Программа "Вдохновение" обеспечивает преемственность с начальным уровнем образования.
Программа "Вдохновение" сопровождается развернутым учебно-методическим комплектом, который поможет реализовать все ее положения как начинающему педагогу, так и мастерам дошкольной педагогики.

Скрыть

Программа «Вдохновение» – новая комплексная программа Программа «Вдохновение» – это совершенно новая комплексная программа, разработанная коллективом авторов на основе ФГОС ДО с учетом современных психолого- педагогических исследований и вызовов реальной жизни.


Программа «Вдохновение» создана для реализации в современной социокультурной ситуации развития детства Особенность программы - учет реалий современной социокультурной ситуации развития детства, со всеми присущими современному раннему и дошкольному возрасту проблемами роста и развития


Современная социокультурная ситуация развития детства 1. Изменения в обществе и экономике 2. Изменения в структуре семьи и семейной культуре 3. Национальная идентичность и культурное многообразие 4.Контекст, в котором вырастают дети 5. Демографические изменения


Цель программы: Вдохновлять! Только воспитатель, воодушевленный своей работой, видящий в ней смысл и делающий ее с радостью и удовольствием может выстроить полноценный, качественный образовательно- воспитательный процесс. Вдохновение дарит педагогам профессиональную свободу, чувство собственной профессиональной компетентности, создает плодотворную почву для повышения профессионального уровня. Сознание своей профессиональной компетентности является важнейшей мотивационной основой профессиональной деятельности.


Программа «Вдохновение» создает возможности Программа предполагает вариативность ее использования в зависимости от конкретной ситуации и места расположения детского сада, специфики состава детей и их семей. Программа не только допускает, но и предполагает различные формы ее реализации. Например, ее содержание может быть реализовано как в группах одного возраста, так и разновозрастные группах, в группах с малым составом детей и в больших группах, в группах полного дня и группах кратковременного пребывания


Научное обоснование положений программы Каждый воспитатель должен понимать, что, зачем и почему он делает. Только тогда он приобретет необходимую и осознанную свободу в профессиональной деятельности, сможет гибко выстраивать педагогический процесс в соответствии с индивидуальными возможностями и потребностями каждого ребенка. Программа предоставляет убедительное научное обоснование каждого положения, содержит данные важнейших современных исследований, а также яркие примеры из опыта работы лучших педагогов и образовательных практик.


Просто о сложном Программа написана по принципу «просто о сложном». Все положения иллюстрируются наглядными примерами, даются конкретные методические рекомендации по организации образовательного процесса, организации пространства и предметно-развивающей среды.




Четыре стержневых идеи программы 1. Новое видение образа ребенка, его развития, а также сущности образования и образовательного процесса; 2. Идея интерактивного взаимодействия всех участников образовательных отношений, идея «учебного сообщества», основанного на диалогическом принципе со-действия (со- конструкции), участия, в котором активен и ребенок и взрослый. С учебном сообществе учатся все – и дети и взрослые; 3. Наличие технологии организации образовательной деятельности. Универсальной и функциональной по организационным действиям. Открытой для идей, креативной, учитывающей индивидуальные интересы и потребности детей и взрослых, ресурсы местного сообщества – по содержанию; 4. Отказ от ведущей роли воспитателя в пользу поддержки детской инициативы всеми взрослыми (педагогами, родителями, представителями местного сообщества). Отказ от идеи единственной ведущей деятельности в пользу учета и использования разных способов и видов деятельности, играющих в развитии ребенка существенную роль.


Подходы Программа отказывается от устаревших подходов: НЕТ. Передача знаний и опыта от [знающих, опытных, компетентных] взрослых [незнающим, неопытным, некомпетентным] детям не удовлетворяет современным вызовам и данным исследований; в так понимаемом образовании активен прежде всего взрослый, ребенок же является пассивным объектом воспитательных и образовательных воздействий, задача которого усвоить то, чему его обучают. НЕТ. Ориентация на образование, понимаемое как индивидуальный процесс активного самостроительства оказался неэффективным, так как недооценивал роли социальной и культурной среды и общения. Программы, ориентированные на ребенка, основанные на этой модели (конструктивизм) в настоящее время пересматриваются по всему миру. Да. Современные программы, обеспечивающие самое высокое качество и позитивные эффекты, основаны на активности всех участников образовательных отношений – и детей, и взрослых. В этой модели образование понимается как социальный процесс взаимодействия, включенное в определенный социокультурный контекст (социальный конструктивизм).


Новое видение образа ребенка Позитивный образ ребенка Под влиянием исследований и передовой практики акцент переместился от ориентации на дефициты [ребенок еще не может и зависит от стимулов извне] на ориентацию на компетентности, их укрепление и развитие - - на то, что ребенок может, на поддержку его активности и ресурсов. Программа последовательно реализует эту новую ориентацию и ориентируется на компетентности, возможности и способности детей. Общий взгляд на ребенка, его потенциал и возможности можно сформулировать так: ребенок активен и вносит свой вклад в процессы собственного образования.


Образ ребенка Человек появляется на свет, оснащенный дееспособными органами чувств и основополагающими компетентностями Ребенок с самого рождения готов к коммуникации, взаимодействию и, тем самым - к диалогу со взрослыми. Уже непосредственно после рождения младенец начинает исследовать окружающий его мир, вступать с ним во взаимодействие и таким образом вносить свой активный вклад в процессы образования (освоение своего тела, социального и предметного мира).


Образ ребенка Дети хотят принимать участие во всем, что происходит вокруг Играя активную роль в процессе своего образования, они являются его действующими лицами (субъектами) с собственными разнообразными возможностями выражения, своим мнением, способностью к принятию решений и ответственности в соответствии со своим развитием


Образ ребенка Дети изначально хотят учиться Активность, любопытство, страсть к учению, жажда знаний и способность к обучению у детей удивительно велики. В своей деятельности и в постановке вопросов дети являются в высшей степени креативными мастерами, изобретателями, музыкантами, художниками, исследователями (физиками, математиками, историками и философами). Под учением здесь понимается естественное стремление ребенка осваивать мир, его любопытство и энергия.


Образ ребенка Дети лучше всего учатся в сообществе с другими В общении с другими детьми и взрослыми дети осваивают мир, расширяя свое понимание картины мира, развивая способности, созидая и создавая собственные продукты. Образование – это прежде всего социальный процесс и лишь во вторую очередь - индивидуальный.


Образ ребенка Развитие ребенка протекает в определенном социокультурном контексте, который необходимо учитывать, интегрировать и использовать в образовательном процессе. Условия жизни в крупном мегаполисе, в спальном районе, в сельской местности, в городе с богатыми культурными традициями и развитой инфраструктурой и в небольшом провинциальном городке накладывают свой отпечаток на развитие и на образовательные возможности детей. Воспитатели должны осознанно использовать ресурсы, имеющиеся в социокультурном окружении своего места расположения в образовательном процессе, используя, в том числе, и возможности родителей.


Образ ребенка Задача взрослых – создание условий эмоционального комфорта, обогащенной социальной и предметно-пространственной образовательной среды. Важнейшему вопросу - рефлексии образа ребенка - программа посвящает отдельный раздел, а также отдельный обучающий модуль в программе повышения квалификации педагога. Доверие и свобода – это необходимые условия для творческого взаимодействия взрослых с детьми, приносящих удивительные плоды «озарения», радости и удовольствия.




Вместе Образование – это взаимный жизненный (экзистенциальный) процесс, и программа «Вдохновение» ориентирует, вдохновляет взрослых на созидание счастливых моментов в общении с детьми: взаимных открытий, удивлений, преодолений трудностей, ошибок и радости первых побед.


Принципы программы 1. Принцип поддержки разнообразия детства 2. Принципы со-действия, сотрудничества и участия 3. Принцип обогащения (амплификации) развития через поддержку детской инициативы и интересов 4. Принцип поддержки любознательности и исследовательской активности 5. Принцип дифференциации обучения 6. Принцип эмоционального благополучия 7. Принцип обучения на модели собственного поведения 8. Принцип признания права на ошибку 9. Принцип поддержки игры во всех ее видах и формах 10. Принцип преемственности


Обратная связь Чрезвычайно важными для программы являются постоянные педагогические наблюдения, регистрация поведения и развития ребенка. Программа акцентирует внимание на необходимость понимания индивидуальности ребенка, определения текущего уровня его личностного развития и эмоционального состояния в данной ситуации взаимодействия.


Отказ от неадекватных ожиданий Существовавшие ранее единые возрастные ориентиры и методические рекомендации для детей одного биологического возраста, а также составленные на их основе содержание и уровень занятий для групп определенного возраста, на которые ориентировались традиционные типовые программы, не соответствуют реальной сложности и многообразию развития и с необратимостью ведут к неправильным стратегиям.


Принцип дифференциации обучения Дифференцированное обучение – это форма организации учебного процесса, при которой педагоги учитывают готовность, интересы и особенности каждого ребенка или небольших групп детей: составляют программы; выбирают методы и стратегии обучения, учебные материалы; организуют учебную деятельность, которая удовлетворяет различные потребности воспитанников Целью дифференцированного обучения является учет - готовности к обучению; - темпа развития; - интересов; - особенностей ребенка.




Принцип дифференциации обучения Дифференцированное обучение уделяет особое внимание возможности выбора детьми способов работы (индивидуально или в группах), способов выражения, содержания деятельности и т. д. Чтобы выбор детей дошкольного возраста был результативным, он должен быть осторожно «организован» воспитателем таким образом, чтобы: - соответствовать целям, которые должны быть достигнуты; - являться подлинным выбором детей; - не дать ребенку растеряться при большом количестве вариантов. Дошкольники должны уметь под надлежащим руководством воспитателя не только сделать выбор, но и обосновать его.




Дифференциация содержания Дифференциация содержания в соответствии с учебной готовностью, интересами и стилем обучения детей может быть проведена на двух уровнях: а) то, чему воспитатель обучает, и б) то, каким образом он дает доступ к знаниям тем, кто хочет их получить В зависимости от учебной готовности детей воспитатель, например: - обнаруживает ранее полученный опыт детей, выявляет их текущие знания о конкретном содержании и соответственно адаптирует вопросы и ход деятельности; - позволяет детям выразить то, что они знают, способом, которым они выражали свои знания до этого времени: в зависимости от уровня их выразительной способности некоторые дети могут описать свой опыт группе, в то время как другие могут нарисовать то, что знают; - дает многочисленные примеры употребления понятия таким образом, чтобы дети могли соотнести его с различным личным опытом и установить связь; - в рамках проекта поощряет детей искать информацию по данной теме способом, которым они владеют лучше всего; - предоставляет образцы различной сложности, так что дети могут использовать те, которые соответствуют их учебной готовности. Например, при формировании математических понятий использует различные доступные символы, рисунки- фотографии, предметы и т. д.


Дифференциация процесса Дифференциация процесса касается методологии и видов деятельности, которые избираются для понимания какого-либо содержания детьми. Дифференциация процесса касается способа, которым воспитатель помогает детям перейти от текущей точки понимания к более сложному уровню, в зависимости от текущего уровня развития, их интересов и особенностей детей.


Дифференциация содержания В зависимости от интересов детей воспитатель, например: - заботится о том, чтобы темы, рассматриваемые детьми, отражали различные интересы. В «обширной» теме (например, «машины») дети могут выбрать аспекты, которыми хотят заниматься (например, «колеса», «велосипеды» и т. д.). В зависимости особенностей ребенка, воспитатель, например: - заботится о том, чтобы материал, выбранный для рассмотрения конкретной темы/понятия, варьировал стиль обучения детей: ученик рассказывает группе о виде спорта, одновременно показывая фотографии разных спортивных моментов, например футбольный матч или кадры видеозаписи игры (визуальные и акустические средства); - поощряет детей, чтобы они больше узнавали о теме обсуждения (на «детском языке») и показывали другим ребятам движения, которые они знают, когда выходят во двор; - представляет содержание деятельности (например, понятие, навык), используя различные графические представления (например, чтобы показать, что «части» составляют общую картину).


Дифференциация представления детских результатов Дифференциация результатов касается возможностей, предоставляемых детям для того, чтобы они могли показать, применить или представить другим то, чем они овладели, – знания, умения, навыки – альтернативными способами. Представление (презентация) своего результата ребенком имеет особую важность по двум основным причинам: а) результаты показывают эффективность обучения и прогресса воспитанника, б) во время презентации результатов ребенок может еще раз обдумать, организовать и использовать «новые» знания и навыки (Tomlinson, 2001). Вербальный способ представления результатов и полученных знаний является основным для ребенка. Это имеет два важных последствия: а) вызывает трудности у детей, которые предпочитают другие способы самовыражения; б) не позволяет сформировать навыки применения других способов самовыражения, навыки одновременного использования разных способов самовыражения, характерных для современного общества (в печатной и электронной форме, с использованием различных предметов и т.д.).


Дифференциация представления детских результатов Принимая во внимание особенности детей, воспитатель должен предоставлять детям возможность выбирать доступные им средства представления информации и результатов. В зависимости от готовности к обучению разных детей воспитатель, например: - во время заключительного представления поощряет детей таким образом, чтобы способствовать проявлению ими приобретенных способностей и знаний по теме; - дает детям письменные инструкции, которые могут быть использованы в случае необходимости; - помогает разбить на отдельные шаги процесс достижения результата, направляет детей во время работы; - использует методы оценивания, которые учитывают скорость обучения детей (например, наблюдение, вопросы к детям, организация наблюдений в портфолио); - предлагает различные формы организации деятельности, разрешает детям выбрать ту, которая им подходит.




Образовательные области Социально-коммуникативное развитие Познавательное развитие Математика Окружающий мир: Естествознание, экология и техника Окружающий мир: Общество, история и культура Речевое развитие Художественно-эстетическое развитие Изобразительные, пластические искусства, конструирование и моделирование Музыка, музыкальное движение, танец Физическое развитие Движение и спорт Здоровье, гигиена, безопасность


Образовательные области. Структура 1. Связь раздела с другими разделами Программы. 2. Целевые ориентиры в области. 3. Организация воспитателем образовательной деятельности детей. 4. Организация педагогической деятельности 5. Установки в образовательном процессе 6. Примеры детских и детско-взрослых (детско-родительских) проектов 7. Примерный перечень средств обучения и воспитания (оборудование, игры и игрушек, материалы, программное обеспечение и прочее) 8. Организация пространства и оснащение материалами предметно-развивающей среды 9. Эмоциональная атмосфера 10. Сотрудничество с семьей


Режим дня Примерный распорядок дня. Модель 1 Время Основная задача Содержание для детей Содержание для воспитателей 07:30 Приветствие; встреча детей; завтрак Время для свободной игры; приветствие и общение детей друг с другом; завтрак для желающих. Дети могут пользоваться любыми помещениями детского дошкольного учреждения для игр и занятий по собственному выбору На начало утренней смены присутствует не более 50% воспитательниц; обеспечение присмотра за детьми до детского совета (утреннего круга); основные обязанности осуществляет «принимающая воспитательница»; общение с родителями, индивидуальное общение с детьми; опека детей-новичков 08:30 – 8:45 Планерка* *Все сотрудники собираются на планёрку (кроме «принимающих воспитательниц»). 08:30 – 09:10 Вместо планерки Подготовительный период для воспитательниц См. выше Подготовка игровых для занятий и работы детей по их выбору; при необходимости «беседы в дверях» с родителями; приветствие только что пришедших детей 09:00- 10:30 Детский совет (утренний круг) Занятия по выбору, проект Обсуждение Ритуалы (например, совместное начало дня; день рождения; обсуждения и принятие решений и пр.); Дети могут включиться по своему желанию в занятия предложенные взрослыми, играть или сделать выбор в пользу самостоятельно выбранных дел. Неприсоединившиеся дети проводят это время с «принимающей воспитательницей». В те дни, когда у группы по плану муз.руководителя, воспитателя по физвоспитанию или учителя-логопеда и др. специалистов занятия в муз. или физкультурном зале (и др.) дети участвуют в предложенных ими занятиях или проектах; Дети и взрослые делятся своими впечатлениями и результатами от работы в Центрах активности, от игр, занятий. Дети посильно участвуют в уборке и помогают друг другу Взрослые (воспитательница, специалисты) дают ориентировку на предстоящий день, обзор занятий или проектов и их составных частей; осуществляют модерацию принятия детьми решений; руководят ритуалами и дают информацию; обсуждают организационные моменты Музыкальный руководитель/ Воспитатель по физвоспитанию/ Др. специалисты руководят занятиями и проектами; оказывают поддержку детям; инициируют процессы обучения и т.д. Взрослые (воспитательница, специалисты) поддерживают разговор с помощью открытых вопросов и т.п. Взрослые также участвуют в уборке и помогают детям


Режим дня Примерный распорядок дня. Модель 1 Время Основная задача Содержание для детей Содержание для воспитателей 07:30 Приветствие; встреча детей; завтрак Время для свободной игры; приветствие и общение детей друг с другом; завтрак для желающих. Дети могут пользоваться любыми помещениями детского дошкольного учреждения для игр и занятий по собственному выбору На начало утренней смены присутствует не более 50% воспитательниц; обеспечение присмотра за детьми до детского совета (утреннего круга); основные обязанности осуществляет «принимающая воспитательница»; общение с родителями, индивидуальное общение с детьми; опека детей-новичков 10:35 Совместный второй завтрак (если есть) Дети и воспитательницы принимают участие в совместном завтраке Воспитательницы помогают детям в организации завтрака 10:35:12.00 Подготовка к прогулке. Прогулка. Постепенный уход части детей домой Дети играют и общаются друг с другом. Воспитательницы предлагают игры или включаются в игры, предложенные детьми; время для наблюдений; присмотр за детьми; возможность побеседовать с родителями тех детей, кто посещает детский сад до обеда 12:00 Возвращение с прогулки, подготовка к обеду и обед Дети, остающиеся на продленный день, обедают Воспитательницы помогают детям в организации обеда 12:30:15.00 Сон для тех детей, кто привык днем спать. Спокойные игры и занятия Те дети, кто отказывается от дневного сна, занимаются самостоятельно «тихими играми», рассматривают (читают) книги Обеспечение обязательного присмотра 15:00 Постепенный подъем; гигиенические процедуры. Дети постепенно переходят от сна (и другого дневного отдыха) к более активным играм и занятиям Обеспечение помощи и поддержки, обязательного присмотра 15:30 – 16:00Полдник (если есть)


Взаимодействие с родителями Взаимодействие с родителями является одним из базовых принципов программы. В программе описаны формы сотрудничества, наработанные успешной практикой, на основе которой каждый детский сад может составить свой вариант. Основной подход в работе с семьей - взаимодополняющее партнерство, творческое взаимодействие. Программа «Вдохновение» предлагает современную методику взаимодействия образовательной организации с семьей в соответствии с концепцией «Компетентный родитель» (поддержанную ЮНЕСКО) и опирается на опыт реализации данной концепции в рамках проекта ЮНЕСКО в Москве и на опыт, накопленном в европейских странах


Контакты Издательство «Национальное образование» +7 (495) Национальноеобразование.рф

Воспитатель: Ольга Панарина.

МКОУ Толмачевская СОШ №61 дошкольное отделение «Сказка»
Методические рекомендации для педагогов работающих по программе «Вдохновение».

Организация свободного общения воспитанников одна из задач речевого развития. Начало дня в хорошем настроении, в теплой дружеской обстановке - половина успешного дела.

В традиции нашей группы вошел « Утренний сбор » , он становится любимым "ритуалом" и для детей и педагогов . « Утренний сбор » предназначен, прежде всего, для того, чтобы обеспечить возможность межличностного общения детей и взрослых, а так-же для утреннего приветствия, работы с календарем, беседы о новостях, и планирования дня. Чем позитивнее утро, тем продуктивнее проходит день. Творческий подход к общению с детьми позволяет не только настроить их на положительное общение, но и создает условия для формирования хорошего настроения.

С учетом этого основными задачами утреннего являются :

Создать эмоциональный настрой на весь день – «задать тон».

Создать условия для межличностного и познавательно-делового общения детей и взрослых.

Развивать эмпатию.

Учить выбирать из личного опыта наиболее значимые, интересные события, рассказывать о них кратко, но последовательно и логично.

Формировать у детей навыки порядкового счета.

Учить детей работе с календарем, формировать представления о времени года, числе, дне недели.Заполнении календаря.

Разработать план действий, составлению плана на день.

Развивать умение договариваться о совместной деятельности, распределять роли и обязанности и др.

По уже сложившейся традиции «утренний сбор» мы начинаем по приходу с утренней гимнастики, перед завтраком. Первым делом мы совершаем «Ритуал приветствия». Нет четкого шаблона, обычно мы эксперементируем, дети с удовольствием вносят свои предложения. Это могут быть различные способы, либо поздороваться ласково, по спортивному энергично или сделать комплименты. Еще мы любим брать в руки мячик, ребята приветствуют друг друга и демонстрируют свои «фишки» с мячем (для них это веселье, а я попутно развиваю ловкость рук, моторику) . Можно поздороваться взявшись за мизинчики, встретиться локотками, коленками, обнимашки, носики. Словом каждый день мы изобретаем новый вариант.

Затем мы приступаем к заполнению календаря. Сначала дети это делали с помощью воспитателя, а теперь справляются сами. Нам необходимо поставить в кармашки число, день недели, попутно обсудить какой сейчас месяц, время года, признаки и.т.п. А также мы считаем,сколько сегодня в группе девочек, мальчиков, кого больше (дети соревнуются кто победил) сколько всего ребят. Этот способ помог детям освоить порядковый счет до 25 и более уже в 3-4 года.

Далее беседа о новостях. Мы используем микрофон, который дети передают друг другу. Обмен новостями у нас проходит по-разному. Дети обмениваются последними впечатлениями и событиями. Мы не регламентируем высказывания детей и даём высказаться всем желающим. Дети, почувствовав, что им дают наконец-то возможность свободно говорить на любую тему, стремятся говорить много. В ходе свободного общения дети могут высказаться и выслушать друг друга, получая удовольствие от общения; сопереживать друг другу; Во время обмена новостями дети естественным образом формируют коммуникативные навыки: умение слушать и слышать, умение вести диалог, умение строить монолог, умение аргументировать свое суждение. Обмен новостями позволяет видеть образцы речевых высказываний, тренировать собственный способности, т.е. приобретать коммуникативную компетентность.

Затем мы планируем свое расписание на день. Говорим о плане деятельности на текущий день (чем они будут заниматься, что делать, какие интересные материалы их ожидают, предлагается подумать и решить, в какой центр они пойдут, и чем будут заниматься сегодня). А также составляем расписание на день(на магнитной доске с помощью картинок и названий мероприятий) . Производим выбор дежурных.

Утреннее общение для нас – это, прежде всего возможность несколько минут побыть вместе, что немаловажно для застенчивых детей, рассказать, о чем думаешь, что чувствуешь.

Педагогам «Утренний сбор» дает возможность создать атмосферу коллективного общения, что помогает развитию у воспитанников чувства взаимного уважения и доброты. Следовательно, одно из основных требований, предъявляемых к профессиональному мастерству педагога - это умение руководить межличностным общением детей, разрешать конфликтные ситуации, организовывать созидательную совместную деятельность.

Таким образом, « Утренний сбор » - один из способов организации свободного общения и воспитанников, что особенно важно для застенчивых детей или для детей, которые мало контактируют со сверстниками (отверженные дети) .

В ходе « Утреннего сбора » дошкольники учатся правилам речевого диалога, умению выражать свои чувства, обогащается и активизируется их словарный запас. У детей развиваются эмоциональная отзывчивость, толерантность, эмпатия, формируются нравственные представления и понятия для анализа норм и правил поведения, появляется уверенность в том, что их любят и принимают такими, какие они есть. Благодаря творческому подходу к организации данного компонента режима пребывания в ДОУ как у детей, так и у педагогов формируется положительный настрой на весь день, что благоприятно сказывается на образовательном процессе в целом.

Социально-коммуникативное, познавательное, речевое... развитие

Дошкольные организации – место, где в социально-безопасной, коммуникативно-насыщенной среде сверстников и профессионально подготовленных взрослых каждый ребенок может учиться:

Участию в обсуждении и принятии решений,

Инициированию дел и действий, значимых для себя и других,

Управлению своей активностью,

Кооперации,

Рефлексии,

Ответственности за себя и других и др.

В целом – жизнетворчеству

Литература :

1. Свирская Л. В. «Детский совет » . Методические рекомендации для педагогов . – М.: Национальное образование, 2015 – 80с.


Татьяна Леонова
Программа по эмоционально-творческому развитию дошкольников «Вдохновение». Пояснительная записка

Программа «Вдохновение »

Процесс творчества взрослого и ребенка целиком зависит от вдохновения . Программа «Вдохновение » направлена на решение творческих задач, при котором достигается максимальный результат. Она нацелена на эмоционально-творческое развитие личности в условиях интегративного воздействия различных искусств (живопись, музыка, поэзия) .

Задачи :

Способствовать формированию эмоционально -эстетического отношения к окружающему миру через освоение художественно-культурных ценностей;

Обеспечить переход от репродуктивного мышления к творческому; подвести детей к свободной интерпретации накопленного опыта и вариативному использованию его в созидательной художественно-творчес-кой деятельности;

Создать условия для освоения нравственно-эстетических ценностей, побуждать ребенка руководствоваться ими в повседневной жизни.

Программа основана на синтезе искусств, где доминирующая роль отводится живописи и музыке, методически представлена системой интегративных занятий, которые объединяют изобразительную и музы-кальную деятельность, развитие речи и ознакомление детей с окружающим миром.

Принцип гуманизации предполагает ценностное отношение к каждому ребенку, готовность педагога помочь ему. Это обеспечивает психолого-педагогическую поддержку каждому ребенку на пути его эмоционально-творческого развития .

Принцип целостности образа мира предусматривает наличие такого программного материала , который способствует удержанию и воссозданию ребенком целостной картины мира.

Принцип интегративности программы заключается как во взаимодействии различных видов искусства, так и в объединении разнообразной художественно-творческой детской деятельности.

Программное содержание выстраивается так, чтобы развитие ребенка происходило через освоение и осмысление художественно-эстетической информации, которая заложена в произведениях живописи, музыки, поэзии, через обогащение опыта в преобразующей ху-дожественно-творческой деятельности, продуктом которого могут быть рисунки детей, созданные индивидуально и группой; пластика движений, словотворчество. Это обеспечивает качественный рост личности дошкольника , обусловленный активным общением ребенка с различными видами искусства (живопись, музыка, литература) ; обогащение эмоционального , художественно-эстетического опыта; накопление и рас-крытие творческого потенциала дошкольника .

Структура и содержание программы

Программа «Вдохновение » рассчитана на работу с детьми младшей, средней, старшей и подготовительной групп детского сада. Задачи, решаемые на интегративных занятиях, строятся во всех возрастных груп-пах по принципу усложнения, что позволяет ребенку плавно перейти от восприятия к сопереживанию, от сопереживания к воображению, от воображения к творчеству. Разнообразие тем занятий охватывает то, что близко и доступно малышу в каждом конкретном возрасте. Это мир природы, человека и искусства. Раскрываемые в темах общечеловеческие ценности и категории создания и принятия окружающего мира дают возможность ребенку творчески преобразовывать опыт общения с природой, искусством и людьми.

Технология программы предусматривает проведение занятий по подгруппам (10-12 человек, что обусловлено необходимостью учета индивидуальных особенностей детей. Занятия четко не регламентированы во времени, так как педагоги ориентируются на увлеченность детей, но, исходя из возрастных особенностей детей дошкольного возраста , занятия не должны превышать 35 минут.

Я на интегративных занятиях использовала различные изобрази-тельные материалы, всевозможную бумагу для «свободного творчества» детей. Ребенок творит в буквальном смысле слова «своими руками» ! И только после свободного взаимодействия с материалом, «насытившись» игрой с ним, дети знакомятся и осваивают

техники рисования кистью и красками.

Желаю всем педагогам использовать в работе эту чудесную методику.

Публикации по теме:

Сегодня я хочу вам рассказать о методическом пособии " Цветик- семицветик". Его можно использовать начиная со средней группу в НОД по развитию.

Дидактическая кукла Таня Введение. Кукла имеет важное значение для эмоционального и психического развития детей. Куклы - наше отражение.

Для пополнения физкультурного уголка группы я сделала вот такую "моталочку. Идея не моя, найдена в интернете. Моя исполнение и интерпритация.

Описание пособия: Дидактическое пособие «Грамотные матрешки» используется, как демонстрационный материал на занятиях по обучению грамоте,.

Методическое пособие Методическое пособие «Робот Робик в гостях у детей». Актуальность. Несколько десятков лет назад мало кто из вчерашних мальчишек не хотел стать космонавтом. Эта мечта совсем не актуальна для.

Цель: Формирование культуры безопасности поведения у детей дошкольного возраста при обращении с огнем, через многообразные виды игровых.