Как узнать свой потенциал тест. Как узнать свой потенциал и найти свое место в жизни? Гуру в мире тестов

Не потеряйте. Подпишитесь и получите ссылку на статью себе на почту.

Знакомясь с новыми людьми, выстраивая романтические, дружеские или профессиональные отношения, нередко возникает потребность в том, чтобы узнать особенности человека, его личные качества, способности, таланты, т.е. его потенциал. И это отнюдь не связано с желанием что-то от этого человека получить, извлечь из взаимодействия с ним некую выгоду. Знание потенциала человека помогает подстроиться под его индивидуальные особенности, выбрать определённую стратегию поведения, определить задачи, которые он способен или не способен выполнить, спрогнозировать возможные перспективы взаимоотношений с ним, а в некоторых случаях даже понять, можно ли на него положиться и стоит ли иметь с ним дело, или же этому человеку доверять нельзя и лучше держаться от него подальше. В любом случае, умение определить потенциал человека помогает людям в разных сферах жизнедеятельности. А если рассматривать этот вопрос более глобально, то множество компаний и организаций готовы тратить немалые деньги, чтобы заполучить универсальную формулу оценки человеческого потенциала. Однако такой формулы до сих пор не найдено. Есть, конечно, определённые алгоритмы и тесты, позволяющие это сделать, но какого-то единого способа, дающего 100% результат, не существует.

Но мы не будем заниматься ни изобретением этого алгоритма, ни составлением или описанием всевозможных методик, а рассмотрим представленный вопрос с позиции обычного обывателя, т.е. просто приведём несколько довольно простых рекомендаций, при помощи которых можно приблизительно оценить потенциал личности. И эти рекомендации применимы совершенно к любому аспекту жизни, так что можете смело брать их на вооружение.

Генетика

Учёные, изучающие инстинктивное и генетически обусловленное поведение людей, доказали, что те навыки, которые имели родители до зачатия ребенка, передаются ему на генетическом уровне. Одним из главных принципов определения потенциала личности человека является изучение его родителей (или хотя бы ознакомление с ними). Например, если кто-то из родителей прилагал огромное количество усилий, чтобы овладеть каким-либо навыком, то ребёнок, вполне вероятно, будет с лёгкостью «осваиваться» на новом поприще, т.к. приобретённые родителем навыки передаются ребёнку и он уже не испытывает трудностей в данной сфере, т.к. заранее к ним адаптирован.

Другая сторона этого же вопроса – генетическая предрасположенность к чему-либо. У ребёнка она может быть врождённая – переданная от родителей в генах. Если, например, взять одну из самых отрицательных патологий человека – алкоголизм, то у ребёнка, даже если он обладает рядом положительных качеств или талантом к чему-либо, может быть предрасположенность к злоупотреблению спиртным, если один из родителей был алкоголиком. Но также дело обстоит и с положительными предрасположенностями: если, к примеру, мать ребёнка профессионально занималась вокалом, то и ребёнок будет иметь подсознательное желание петь и предрасположенность к этому.

Это всё — лишь примеры. Но по ним можно ориентироваться. Посмотрите на родителей человека, если есть такая возможность, познакомьтесь с ними, пообщайтесь — так вы сможете хотя бы примерно определить, как говорится, его «породу».

Умение концентрироваться

Среди прочих способностей человека огромное значение имеет именно способность к . Почему? Ответ довольно прост. Например, если вопрос касается профессиональной деятельности, то способность к концентрации позволяет человеку сосредоточить всё своё внимание на определённом процессе или решении тех или иных задач. Если вопрос касается повседневной жизни и отношений, то эта же способность говорит о высоком энергетическом потенциале человека, а также о том, что он способен выдерживать высокие нагрузки, о его стрессоустойчивости, что очень важно в современном темпе и ритме жизни. И, как следствие, всё это, пусть и не является 100% гарантией, но существенно увеличивает шансы на то, что именно этот человек добьётся в жизни высоких результатов и успехов.

Коммуникабельность и влияние на окружающих

Чтобы возыметь возможность определить потенциал личности человека нужно присмотреться к тому, насколько он общителен, как находит общий язык с людьми, умеет ли грамотно выражать свои мысли и оказывать влияние на окружающих. Но здесь важно иметь в виду, что общение ни в коем случае не должно иметь негативный оттенок, т.е. быть конфликтным. Даже если человек талантлив и интересен, но излишне склонен к созданию конфликтных ситуаций, это говорит о том, что взаимодействие с ним может быть осложнено даже небольшими разногласиями.

Чем выше способность человека уметь находить компромиссы, обходить стороной «острые углы» и договариваться, тем больше вероятность того, что он сможет найти выход из сложной ситуации без создания проблем и тем выше его потенциал вообще. Как правило, неконфликтные (но и не «мягкотелые») люди гораздо чаще ведут гармоничную и и добиваются по жизни высоких результатов, нежели те, кто привык решать всё «кулаками». Ко всему прочему, это говорит ещё и о направленности мышления: негативное оно или позитивное. Ни для кого не секрет, что с позитивно настроенными людьми гораздо проще, приятнее и интереснее общаться, чем с их противоположностями.

Оптимизм и везение

Настрой человека напрямую связан с его удачливостью. И кроме остальных факторов, которые нужно учитывать при оценке потенциала личности, нужно иметь в виду ещё и этот. Многие люди, даже действующие по чёткой схеме и следуя плану, терпят . Они могут делать вид, что всё в порядке, но если подсознательно они настроены на провал или привыкли мыслить пессимистично, то удача редко на их стороне. Это, естественно, не является каким-то правилом или истиной в высшей инстанции, но если обратить внимание на людей вообще, то можно с лёгкостью заметить, что наивысших результатов по жизни достигают именно оптимисты – их оптимизм способствует тому, что удача гораздо чаще им улыбается.

При общении с человеком, обращайте внимание на его настрой. С оптимистичным человеком проще и работать и строить отношения любого рода. С пессимистичным, напротив, будет сложнее. А чтобы более точно определить это, нужно просто увидеть, что он сам ищет в различных жизненных ситуациях: положительные или отрицательные моменты? Любая ситуация всегда нейтральна и более важно наше отношение к ней. А отношение к ситуациям — это отношение к жизни вообще.

Привычки, увлечения, хобби

Что нравится человеку? Что он любит? Чем занимается в свободное время? Что его мотивирует? Взгляните на эти факторы с критической точки зрения – это сразу же о многом скажет. Если человек любит бездельничать, в любую свободную минуту, занимать своё время кучей бесполезных занятий, это говорит о низком уровне его потенциала вообще. Если же он постоянно занят чем-то существенным, занимается физическими упражнениями или духовными практиками, планирует новые проекты, стремится к и старается не тратить время на ерунду, значит общий показатель его потенциала на очень высоком уровне.

Обо всём этом легко можно узнать по тому, как ведёт себя человек в своей обычной жизни, каковы его убеждения, о чём он говорит, о чём думает. Люди довольно редко способны к кардинальным личностным трансформациям и в большинстве случаев остаются такими же, как и были прежде. Поэтому, желая оценить потенциал личности, постарайтесь увидеть образ жизни человека: задавайте наводящие вопросы, наблюдайте, если есть возможность. Запомните: чем больше человек стремится к саморазвитию, профессиональному, личностному и духовному росту, тем выше его потенциал.

Давно известно, что человек счастлив тогда, когда занимается любимым делом и получает удовольствие. Но почему-то сегодня многие чувствуют себя неуютно на своем рабочем месте. Не потому ли, что выбрали не то направление деятельности? Еще в прошлом веке великим художником верно было подмечено: «Не бывать вороне коровою, не летать лягушатам под облаком!» Но как определить свое предназначение? Об этом рассказывает доктор педагогических наук, профессор кафедры педагога-исследователя ТГПУ Соколова Ирина Юрьевна.

Все начинается с рождения

В свое время, работая в техническом техникуме, я помогла определиться с выбором профессионального пути многим студентам, - рассказывает Ирина Юрьевна. - Вроде, смотришь, у человека математический склад ума, а интеллект - дипломата, так, может, ему не за станок нужно становиться, а управлять людьми. Потенциал есть в каждом человеке, важно вовремя его открыть и развивать. Каждый из нас приходит на землю уже с задатками, то есть с физиологическими особенностями и типом нервной системы. Интеллект формируется в процессе воспитания, обучения, как ответ уму на преодоление тех или иных трудностей. Социализируясь, ребенок будет либо развивать свои природные таланты, либо загонять их в угол. Задача родителей на этом этапе - наблюдать, что больше нравится ребенку: рисовать, танцевать, сочинять истории, петь, строить многоэтажные дома или собирать гербарий.

Большое значение имеет определение левшества - правшества. Поскольку известно, что левое полушарие, считающееся доминирующим у правшей, отвечает за логику, анализ, речемыслительную деятельность, за хранение и обработку фактической информации, математические способности. Правое полушарие в ответе за интуицию, образное мышление, воображение, обработку невербальной информации, музыкальность, пространственную ориентацию и эмоции. У детей до 7 лет полушария головного мозга находятся в стадии формирования, активно развиваются межполушарные связи, поэтому левшество может быть скрытым. Чтобы распознать, какая рука ведущая, нужно пройти следующие пробы.

Тесты на определение левшества-правшества

    Определить ведущий глаз. Ребенку предлагается посмотреть в калейдоскоп или подзорную трубу (к какому глазу поднесет в первую очередь (Л, П).

    Переплетение пальцев рук: верхнее положение большого пальца (Л, П).

    Скрестить руки на груди: «поза Наполеона», какая рука лежит сверху - Л, П.

    Определение величины лона ногтя большого пальца.

    На какой руке (Л, П) больше развита венозная система.

    Определить, какая кисть руки длиннее на 1-2 мм.

    Понаблюдать, с какой ноги начинает движение.

    Какой рукой держит ручку, вилку, ложку, чистит зубы, обувь.

    Какой рукой причесывается.

10. Какой рукой режет бумагу, отпирает дверь.

Больше половины ответов П - правша, Л - левша, если на три-четыре вопроса обнаружилась левая реакция - скрытое левшество. Развивать способности ребенка надо, исходя из функций доминантного полушария.

Типы личности

И.П. Павлов предложил классификацию типов личности, основанную на особенностях деятельности нервной системы. Ученый разделил всех людей на три типа, в зависимости от механизма работы и взаимодействия правого или левого полушария.

Художественный тип личности (активны функции правого полушария) - человек воспринимает мир через образы, не анализирует и не придает значения деталям.

Мыслительный тип (активны функции левого полушария) - человек склонен к логическому мышлению, прибегает к анализу, просчитывает ситуацию.

Средний тип - самый распространенный, соответствует уравновешенности между левым и правым полушариями, между логическим мышлением и художественным восприятием.

Исследования психофизиологов свидетельствуют о том, что природой в каждом человеке заложен потенциал «мыслителя» и «художника» - творческой личности, что связано с прижизненно формируемыми свойствами нервной системы, функциями полушарий головного мозга, на основе которых развиваются разнообразные способности человека и виды одаренности. Но, к сожалению, в современной школе у детей больше развивают тип «мыслителя», оставляя без особого внимания художественный тип. В таком случае остается не задействован очень важный потенциал личности, из-за чего страдает выбор профессионального пути.

М.С. Каган выделил в структуре каждой личности пять потенциалов:

1) Гносеологический. Определяется количеством и содержанием информации, которой располагает личность, исходя из знаний о природном и социальном мире, и способности познавать его. Набор информации зависит от природного склада ума, образованности и практического опыта личности.

2) Аксиологический потенциал личности. Этота система ценностей (идеалы, устремления, цели, убеждения), котораяобретена человеком в процессе социализации.

3) Творческий. Полученные от природы и самостоятельно используемые способности к неким действиям, к созидательному или разрушительному, продуктивному и репродуктивному труду, а также степень их реализации в той или иной сфере.

4) Коммуникативный потенциал. Характеризуется степенью и формой ее коммуникации, характером и прочностью налаживания контактов с другими людьми. Сущность межличностного общения выражается в парадигме социальных ролей.

5) Художественный потенциал личности. Уровень художественных потребностей, интенсивность их использования, способ удовлетворения.

В каждом человеке сочетаются в разной пропорции три «Я». Индивид - человек как биологическое существо, живущее по программе природы, его задачи: обезопасить себя, выжить. Личность - человек как существо, живущее в определенном обществе и преследующее цели, поставленные обществом. Индивидуальность - человек, который может жить по собственной программе, ставить свои цели, творить, созидать. Личность определяется не только своим ха-рактером и темпераментом, а объемом и качеством знаний, системой ценностей и способностью к коммуникации с внешним миром. Высшая задача любого человека - развивать индивидуальность, опираясь на потенциал личности.

Тип темперамента

Также уже в начальной школе можно и нужно выявить тип темперамента ребенка, - комментирует педагог-психолог, - который зависит от физиологических процессов мозга и их соотношения: возбуждение, торможение. Экстраверты (холерики, сангвиники) - импульсивные личности, склонные выплескивать свои чувства наружу, интроверты (флегматики, меланхолики) - рефлексивные типы, склонны к внутреннему переживанию, замкнутому поведению.

Импульсивность-рефлективность - две стороны одного из способов познавательной деятельности, знание особенностей которого важно учитывать учителю в процессе учебной деятельности применительно к каждому ученику. Так, было обнаружено, что по своим индивидуальным особенностям рефлексивные учащиеся («более поздно созревающие») чаще всего обладают инертной нервной системой и хорошо воспринимают информацию зрительно. Импульсивные школьники, как правило, обладают подвижной нервной системой, лучше воспринимают информацию на слух, по мнению психофизиологов они считаются - «ранее созревающими». При построении учебно-познавательной деятельности очень важно учитывать соотношение импульсивности-рефлективности для эффективного формирования интеллекта и раскрытия потенциала ребенка.

Для определения импульсивности-рефлективности можно пройти следующий тест.

Тест на импульсивность-рефлективность

Методика применяется для диагностики когнитивного стиля импульсивность-рефлективность. Данный когнитивный стиль, в соответствии с первоначальным предположением Дж. Кагана, характеризует индивидуальные различия в склонности принимать решения быстро либо медленно. Наиболее ярко это стилевое свойство проявляет себя в условиях неопределенности, когда требуется осуществить правильный выбор из некоторого множества альтернатив. Импульсивные испытуемые склонны быстро реагировать в ситуации множественного выбора, при этом гипотезы выдвигаются без анализа всех возможных альтернатив. Для рефлективных испытуемых характерен замедленный темп реагирования в подобной ситуации, гипотезы проверяются и многократно уточняются, решение принимается на основе тщательного предварительного анализа признаков альтернативных объектов.

Процедура проведения

Испытуемому предъявляется 2 тренировочных, затем 12 основных листов, на каждом из которых сверху находится изображение знакомого предмета (фигура-эталон), а внизу располагаются в два ряда 8 почти идентичных изображений этого же предмета, среди которых только одно полностью идентично фигуре-эталону. Испытуемый должен найти и указать изображение, полностью идентичное фигуре-эталону.

Инструкция

«Сейчас вы увидите одну картинку и несколько похожих на нее. Вам необходимо найти на этом рисунке точно такую же картинку, как та, что вверху, и показать её. Для первоначальной тренировки вам будут показаны две демонстрационные карточки. Далее задачи будут совсем не такие простые. Найдите как можно быстрее картинку, максимально похожую на эту вверху, и покажите ее сразу же».

Обработка и интерпретация

Ключ

Номера считаются слева направо, сверху вниз.

демо-1 - 1; демо-2 - 5;

лист - 4; пароход - 7; цветок - 1; лампа - 8; медвежонок - 4; кошка - 1; ковбой - 8; очки - 4; цыпленок - 5; самолет - 1; ножницы - 5; платье - 5.

Показатели импульсивности/рефлективности:

  1. латентное время первого ответа (сумма);
  2. общее количество ошибок.

Рефлективные индивидуумы находятся выше медианы времени ответа и ниже медианы количества ошибок, тогда как импульсивные индивидуумы - ниже медианы времени ответа и выше медианы количества ошибок.

В среднем примерно 2/3 выборки приходится на рефлективных и импульсивных испытуемых, 1/3 - на две особые категории испытуемых, получивших название «быстрых/точных» и «медленных/неточных».

Люди с импульсивным стилем быстро выдвигают гипотезы в ситуации альтернативного выбора, при этом они допускают много ошибочных решений. Для людей с рефлексивным стилем, напротив, характерен более замедленный темп принятия решения, соответственно они допускают мало ошибок в силу тщательного предварительного анализа гипотез.

Восемь видов интеллекта

Вместе с взрослением ребенка развивается его интеллект, - продолжает Ирина Юрьевна, - и уже к 10 годам можно определить тип интеллекта. Х. Гарднер выделил восемь типов интеллекта, узнав, какой из них преобладает у вашего ребенка, можно постепенно направлять его в ту или иную профессиональную область.

    Лингвистический интеллект - человек использует различные языковые стили для передачи информации (поэт, писатель, редактор, журналист).

    Музыкальный интеллект - человек получает удовольствие от сочинения, прослушивания и исполнения музыки (музыкальный исполнитель, композитор).

    Логико-математический интеллект - человек умеет исследовать, мыслит категориями, находит взаимосвязи между структурами через манипуляцию символами, знаками, склонен к упорядочиванию действий (математик, ученый).

    Пространственный интеллект - человек умеет воспринимать объекты через образы, разворачивать картинку в уме, создавать пространственные композиции (архитектор, инженер, хирург).

    Телесно-кинестетический интеллект - человек испытывает потребность и наделен способностью к движению, реализует эти навыки в спорте, исполнительском искусстве, в ручном труде (танцовщица, спортсмен, механик).

    Межличностный интеллект - человек способен подмечать и понимать потребности и желания других людей, улавливать настроение людей, предвосхищать их поведение (политический лидер, педагог, психотерапевт, дипломат).

    Внутриличностный интеллект - человек умеет управлять своими чувствами, контролировать их, умело используя их в передаче и обработке информации (например, религиозный лидер, философ, писатель).

    Интеллект натуралиста - способность исследовать живую природу и связи между ее компонентами (биолог, ботаник, фермер, животновод, ветеринар).

Выбор пути

Принимая во внимание мнение И.П. Павлова о том, что человек - «система, развиваемая и саморазвивающаяся, сама себя поддерживающая и даже совершенствующая», можно сделать вывод о наличии у человека потенциалов саморегуляции, саморазвития, самообразования и самоактуализации. Учитывая темперамент, тип личности и тип интеллекта не стоит забывать о важном принципе гармонии телесной, душевной и духовной природы, - резюмирует психолог. Нереализованные в течение жизни способности могут привести человека к болезни. Важно также использовать принцип поисковой активности, если при выборе профессии или любимого дела, что-то перестало удовлетворять, - ищем что-то новое. Здесь вступает в силу принципы самоактуализации - что тебе нужно и важно на сегодняшний момент - и самореализации - возможность на практике осуществить задуманное.

Для профессионального самоопределения еще в школьном возрасте с ребенком должен поработать психолог, но многие моменты могут заметить родители и направить в нужном направлении. Возраст профессионального самоопределения - 17-20 лет, но можно и раньше не просто понять, а почувствовать, чем ты хочешь заниматься в жизни. Для взрослого схема выбора профессии та же самая, достаточно вспомнить, чем ты любил заниматься в детстве, что приносило удовольствие и, исходя из интересов, выбрать новую или сменить старую профессию.

Юлия Савельева

Тренировочные карточки к тесту


Каждый человек, рождаясь на этой земле, имеет свой определенный потенциал. Как узнать каков твой потенциал? По каким критериям он определяется? Способен ли я достичь успеха, имея потенциально, то, что я имею? Мы постараемся кратко ответить на эти вопросы, хотя этому можно посвятить целую диссертацию. И мне сразу стало интересно, что же означает слово – потенциал и я окунулся в исследовательский процесс…
Итак, потенциал - это совокупность всех имеющихся возможностей, средств в какой-либо области, сфере. Это определение относится к человеческому потенциалу (есть еще и определения для физики и биологии). Синоним слова потенциал – возможности.
Этимология этого слова выглядит так: «Происходит от франц. potentiel «могущий быть», заимствованного в XIX веке и имевшего источником лат. potential «сила, мощь». И еще: «Происходит от сущ. потенциал, из лат. potentialis «мощный», далее из potentia «сила, мощь», далее из pot;ns «могущий», part. praes. act. от posse «мочь, быть в состоянии» из прил. potis «могущественный, могу;щий» + esse «быть».
Уже, исходя из определения, ясно, что речь идет, о какой-то силе, мощи скрытой внутри нас, но могущей реализоваться. Как же определить, что в нас сокрыто?
Если у вас есть дети, то вы наверно помните, как при рождении ребенка на дом приходит врач и при первом же осмотре задает много вопросов (Кто ваши родители, бабушки, дедушки? Чем болели? И т.д.).
Зачем? Она составляет генеалогическое дерево, чтобы увидеть потенциал здоровья ребенка и таким образом определить вехи дальнейшего развития ребенка. Какие-то особенности его потенциала.
Когда мы взрослеем, какие-то качества и свойства у нас могут особо выделяться. И чаще всего эти наши особенности впоследствии будут влиять на наше дальнейшее становление личности (куда пойти учиться, выбор профессии и т.д.).
Оказывается человеческий потенциал, обладает определенной спецификой:
Системность: человеческий потенциал обладает системными свойствами, и не может сводиться к простой сумме перечня качеств людей.
Внешняя обусловленность: для формирования и реализации человеческого потенциала определяющее значение, как правило, имеют «внешние» по отношению к нему условия и факторы, характер среды его существования.
Непрозрачность: для человеческого потенциала характерно наличие скрытых свойств, которые при изменении определенных условий могут проявиться.
Стратегичность: свойства человеческого потенциала обуславливают возможности человеческого развития как на ближайшую перспективу, так и в более отдаленном будущем.
Исходя из этого исследования, мы видим, что для реализации потенциала необходимы определенные условия. Но чтобы его реализовать нужно сначала узнать что же в нас заложено?
Итак, возьмите листок бумаги и проведите анализ вашей жизни. Для этого вам нужно ответить на определенные вопросы:
В какой семье я родился? (кто родители, их особые качества, профессии, чего достигли и т.д.)
Какой у меня социальный статус(крестьянин, рабочий, начальствующий, интеллигент, мать одиночка, многодетная, инвалид, пенсионер и т.д.)
Какие у меня есть таланты, способности?
Какой у меня характер?
Легко ли мне дается обучение?
Готов ли я быстро меняться?
Могу ли я правильно распоряжаться своим временем?(ежедневник, цели, приоритеты)
Могу ли я правильно распоряжаться своими финансами? (вести бюджет, инвестировать)
Имею ли я лидерские способности? (организатор, ведущий или ведомый)
Каково мнение обо мне окружающих? (характеристика, отношение)
Ответив на все эти вопросы, вы можете увидеть, чем вы примерно обладаете. Но чтобы увидеть и раскрыть вам полный потенциал, заложенный в вас Творцом, вам необходимо обратиться к Богу Творцу и Он поможет вам увидеть и реализовать то, для чего вы были созданы на этой земле.

Предлагаем вам пройти тест на ваши творческие способности. Творчество можно рассматривать как положительную характеристику, позволяющую его обладателю видеть и переживать вещи, людей и мир оригинальным и творческим способом.

Творческий человек имеет очень личное видение всего, с чем он соприкасается, и поэтому не следует общему образу мышления или поведения. Творческая личность воспринимает связи между вещами, которые большинство людей не видят; правила, установленные и общепринятые большинством, преодолеваются и заменяются очень личным вкладом.
Онлайн тест определит творческий потенциал вашей личности.
Творческий человек не обязательно является изобретателем. Он не всегда привносит новые элементы, обычно это означает предложение альтернатив тому, что уже существует. Творчество остается сложным понятием, которое можно определить подробно, поскольку оно может быть выражено в любой области и совершенно по-разному. Однако творческий ум имеет тенденцию проявляться в любой области, в которой он участвует, так как это не объект, который пробуждает творческий процесс, а сам ум, который работает на своих образцах мышления и необычных связях.

Цель : определение волевого потенциала личности.

Инструкция . Вам предлагается ответить на 10 вопросов. Прочитайте приведенные вопросы и постарайтесь ответить на них с максимальной объективностью. «В случае: согласия с содержанием вопроса ставьте «да»; при сомнении, неуверенности – «не знаю» (или «бывает», «случается»); при несогласии – «нет».

    В состоянии ли вы завершить начатую работу, которая вам неинтересна, независимо от того, позволяют ли время и обстоятельства оторваться и потом снова вернуться к ней?

    Преодолеете ли вы без особых усилий внутреннее сопротивление, когда нужно сделать что-то неприятное (например, пойти на дежурство в выходной день)?

    Попадая в конфликтную ситуацию (в учебе или в быту), в состоянии ли вы взять себя в руки настолько, чтобы взглянуть на ситуацию со стороны, с максимальной объективностью?

    Если вам прописана диета, сможете ли вы преодолеть все кулинарные соблазны?

    Найдете ли вы силы встать утром раньше обычного, как было запланировано вечером?

    Останетесь ли вы на месте происшествия, чтобы дать свидетельские показания?

    Быстро ли вы отвечаете на письма?

    Если у вас вызывает страх предстоящий полет на самолете или посещение стоматолога, сумеете ли вы без особого труда преодолеть это чувство и в последний момент не изменить своего намерения?

    Будете ли вы принимать очень неприятное лекарство, которое вам настойчиво рекомендуют врачи?

    Сдержите ли вы данное сгоряча обещание, даже если его выполнение принесет вам немало хлопот, иными словами, являетесь ли вы человеком слова?

Обработка результатов . Переведите Ваши ответы в баллы и посчитайте сумму баллов: «да»=2 балла; «не знаю»=1 балл; «нет»=0 баллов.

1-12 баллов – с силой воли дела обстоят у вас неважно. Вы просто делаете то, что легче и интереснее, даже если это может повредить вам. К обязанностям нередко относитесь спустя рукава, что бывает причиной неприятностей. Ваша позиция выражается примерно так: «Что мне, больше всех нужно?». Любую просьбу, любую обязанность вы воспринимаете чуть ли не как физическую боль. Дело тут не только в слабой воле, но и в эгоизме. Постарайтесь взглянуть на себя с учетом этой оценки, может быть, она поможет вам изменить свое отношение к окружающим и кое-что переделать в своем характере. Если удастся, от этого вы только выиграете.

13-21 балл – сила воли у вас средняя. Если столкнетесь с препятствием, то начнете действовать, чтобы преодолеть его. Но если увидите обходной путь, тут же воспользуетесь им. Не переусердствуете, но данное вами слово сдержите. Неприятную работу постараетесь выполнить, хотя и поворчите. По доброй воле лишние обязанности на себя не возьмете. Иногда это отрицательно сказывается на отношении к вам руководителей, не с лучшей стороны характеризует и в глазах окружающих. Если хотите достичь в жизни большего, тренируйте волю.

22-30 баллов – с силой воли у вас все в порядке. На вас можно положиться – вы не подведете. Вас не страшат ни новые поручения, ни дальние поездки, ни те дела, которые иных пугают. Но иногда ваша твердая и непримиримая позиция по непринципиальным вопросам досаждает окружающим. Сила воли – это хорошо, но необходимо обладать еще и такими качествами, как гибкость, снисходительность, доброта.