С какой целью был построен парижский лувр. Лувр становится музеем

Лувр — история строительства. May 18th, 2014

Лувр с детства ассоциировался у меня с романами Дюма — там служила Констанция, позже прибавился образ легендарной Моны Лизы. Лувр — старая королевская резиденция и великолепный музей. История здания не менее интересна, чем сам музей. Первое здание на территории современного Лувра было построено еще во времена французского короля Филиппа-Августа . Король, перед отбытием в крестовый поход, решил укрепить свою столицу от возможный вторжений и построил вокруг Парижа крепостную стену. Крепость Лувр была частью крепостных сооружений Филиппа Августа, она защищала город с запада. Остатки крепости можно и сейчас увидеть в основании Лувра, а также перед входом в Лувр из метро Лувр-Риволи, из торгового центра Карузель. Первый король, который сделал Лувр своей резиденцией был Карл V . При нем были перестроены крепостные стены вокруг Парижа, и крепость оказалась внутри стен, тогда Карл перестроил крепость во дворец. Дальнейшее развитие Лувра связано с Франциском I. Этот король был большой любитель искусств, именно он привез из похода и Италию возрождение и Леонардо да Винчи . Франциск решил сделать своей главной резиденцией Лувр. Дворец в стиле возрождения строил архитектор Пьер Леско. Крыло Леско слева от выхода из Квадратного двора во Двор Наполеона и есть самое старое из дошедших до нас зданий современного Лувра. Плод трудов Леско считается шедевром французского Ренессанса.

Затем было построено еще одно крыло, которые полностью копировало павильон Леско. При Генрихе IV возвели длинную галерею вдоль берега – сейчас она скрыта от взгляда посетителя. При Людовике XIII построили центральный Павильон Часов.

Людовик XIV Париж не любил. Еще в детстве ему пришлось бежать из города, охваченного восстанием. Король сделал своей основной резиденцией Версаль.

Однако он строил и в столице. При Людовике был построен восточный фасад Лувра. Этот фасад работы архитектора Перро до сих пор считается шедевром классицизма и послужил образцом для многих архитекторов. В частности, в Петербурге по образу и подобию была построена арка главного штаба.

После того как королевский двор переехал в Версаль, работы приостановились и только в XIX веке были продолжены.

Двор Лувра, в центре которого находится пирамида, называется Двором Наполеона.

Строительство двора было завершено в середине XIX в. В целом архитекторы повторили стиль павильонов Леско и Часов. Однако были добавлены колонны, аркады и статуи великих людей Франции. Среди статуй есть памятники: Абеляру, Вольтеру, Пуссену, Рабле, Ришелье, Мазарини, Декарта и др. .

Стеклянная пирамида была построена уже в XX веке. До сих пор по поводу нее идут споры, кто-то считает ее шедевром, а кто-то кощунством. Съездите в Париж и составьте свое мнение. Что касается меня, то я считаю, что пирамида прекрасно вписалась в ансамбль Лувра и совершенно не выглядит как что-то инородное.

История того как разростался Лувр

Лувр с детства ассоциировался у меня с романами Дюма — еще бы, там служила Констанция. Позже прибавился образ легендарной Моны Лизы. Лувр — старая королевская резиденция и великолепный музей. История здания не менее интересна, чем сам музей.Первое здание на территории современного Лувра было построено еще во времена французского короля Филиппа-Августа . Король, перед отбытием в крестовый поход, решил укрепить свою столицу от возможный вторжений и построил вокруг Парижа крепостную стену. Крепость Лувр была частью крепостных сооружений Филиппа Августа, она защищала город с запада. Остатки крепости можно и сейчас увидеть в основании Лувра, а также перед входом в Лувр из метро Лувр-Риволи, из торгового центра Карузель.
Первый король, который сделал Лувр своей резиденцией был Карл V . При нем были перестроены крепостные стены вокруг Парижа, и крепость оказалась внутри стен, тогда Карл перестроил крепость во дворец. Дальнейшее развитие Лувра связано с Франциском I. Этот король был большой любитель искусств, . Франциск решил сделать своей главной резиденцией Лувр. Дворец в стиле возрождения строил архитектор Пьер Леско. Крыло Леско слева от выхода из Квадратного двора во Двор Наполеона и есть самое старое из дошедших до нас зданий современного Лувра. Плод трудов Леско считается шедевром французского Ренессанса.

Затем было построено еще одно крыло, которые полностью копировало павильон Леско. При Генрихе IV возвели длинную галерею вдоль берега – сейчас она скрыта от взгляда посетителя. При Людовике XIII построили центральный Павильон Часов.

Людовик XIV Париж не любил. Еще в детстве ему пришлось бежать из города, охваченного восстанием. Король сделал своей основной резиденцией Версаль.

Однако он строил и в столице. При Людовике был построен восточный фасад Лувра. Этот фасад работы архитектора Перро до сих пор считается шедевром классицизма и послужил образцом для многих архитекторов. В частности, в Петербурге по образу и подобию была построена арка главного штаба.

После того как королевский двор переехал в Версаль, работы приостановились и только в XIX веке были продолжены.

Двор Лувра, в центре которого находится пирамида, называется Двором Наполеона.

Строительство двора было завершено в середине XIX в. В целом архитекторы повторили стиль павильонов Леско и Часов. Однако были добавлены колонны, аркады и статуи великих людей Франции. Среди статуй есть памятники: Абеляру, Вольтеру, Пуссену, Рабле, Ришелье, Мазарини, Декарта и др. .

Стеклянная пирамида была построена уже в XX веке. До сих пор по поводу нее идут споры, кто-то считает ее шедевром, а кто-то кощунством. Съездите в Париж и составьте свое мнение. Что касается меня, то я считаю, что пирамида прекрасно вписалась в ансамбль Лувра и совершенно не выглядит как что-то инородное.

История того как разростался Лувр

История Музея Лувра.

Создать музей в королевской резиденции повелело революционное правительство. Декрет был издан в 1793 году. На самом деле музей возник не на пустом месте. Созданием музея озаботился еще Людовик XVI, им была создана специальная комиссия, которая провела опись королевской коллекции.
В основу музея легла королевская коллекция живописи, которую начал собирать еще Франциск I. В королевскую коллекцию входили работы Рафаэля, Леонардо да Винчи, итальянских, фламандских и голландских мастеров. В коллекцию будущего музея вошли также античные древности, собранные Генрихом IV.
Во времена первой республики коллекция пополнилась отобранными у аристократов и церкви произведениями искусств. Затем по Европе прошлись войска Наполеона Бонапарта, который конфисковывал произведения искусства в качестве военных трофеев.
Многие конфискованные произведения затем пришлось вернуть, однако музей Лувр уже никогда не закрылся и продолжал собирать коллекцию, которая в итоге стала одной их самых крупных и интересных в мире.
Египетский отдел Лувра собирал великий Жан Франсуа Шампольон. А в 1843 году Поль Эмиль Ботта проводил раскопки в Хорсбаде его находки легли в оснву ассирийской экспозиции. В последующее время музей постоянно пополнялся новыми произведениями искусства и древности.

Как ориентироваться в Лувре

Главный вход в Лувр осуществляется через стеклянную пирамиду. Здесь находятся кассы, гардероб и магазины. В сезон для прохода в Лувр выстраиваются очереди. Лувр делится на три части: крыло Ришилье, крыло Сюлли и крыло Денон, во все части можно попасть из главного входа под пирамидой. Лучше заранее изучить схему Лувра, чтобы не тратить время на длительные переходы. Например, Мона Лиза находятся в крыле Данон. Схема Лувра.

ЛУВР (Louvre) в Париже - памятник архитектуры и богатейший музей, не знающий равных себе по разнообразию и полноте собраний, их художественной и исторической ценности.

Первоначально Лувр - это королевский дворец (1546-19 в., арх. П.Леско, Лево, К.Перро и др.; скульптурный декор Ж..Гужона, оформление интерьеров Ш.Лебрена и др.), построенный на месте замка.

Откуда взялось название Лувр - Louvre - не совсем понятно. Самая известная версия сводится к тому, что название родственно слову "Loup" - "Волк". Как будто бы здесь держали и разводили специальных собак для охоты на волков - "луврье". Другие исследователи привлекают для сравнения древнесаксонское слово "Lower" - "Крепость". Кроме того, в текстах XII века упоминается деревня Лувр - Louvres, находившаяся к северу от парижского пригорода Сен-Дени, так что название это не было редким или необычным.

Король Филипп Август, достойный противник знаменитого английского короля Ричарда Львиное Сердце, был крупным фортификатором. За время его правления во Франции было построено много крепостей по образцу столичной. Парижский же замок имел квадратную планировку, на каждом углу находилось по башне, а в центре вздымалась мощная цитадель тридцатиметровой высоты. Стены были окружены рвом. Цитадель служила одновременно главным укреплением крепости, арсеналом, сейфом, где хранились главные ценности королевства, архивом, где ревностно сохранялись документы, тюрьмой для важных заключенных. Кстати сказать, и документы, и пленники могли быть приравнены к ценностям - за них было можно получить немалую цену...

А сам Филипп II жил еще в королевском дворце на островке Ситэ. Королевской резиденцией Лувр стал позже. Столица разрасталась. В начале XIII века в ней жило сто двадцать тысяч человек, насчитывалось триста улиц, основные из которых были замощены.

В середине XIV века король Карл V приказал окружить Париж новой крепостной стеной, и Лувр полностью потерял свое значение в системе обороны города. Туда переехал сам венценосец и перевез свою знаменитую библиотеку. Появилась специальная библиотечная башня. В ней хранилась тысяча рукописных книг, собранных королем, которого современники прозвали Мудрым. Это собрание впоследствии стало основой Национальной библиотеки Франции. Карл V Мудрый стремился придать жилой и уютный вид мрачному детищу Филиппа Августа. Были пристроены новые крылья дворца, над тяжелыми боевыми башнями вознеслись изящные остроконечные крыши и флагштоки.

Но запустение снова поселилось здесь - после смерти Карла V, и полвека замок стоял заброшенным. Короли и двор предпочитали парижские дворцы Сен-Поль и Турнель или же уютные замки в долине Луары. Тур, нынешний центр департаментов Эндр и Луара, мог в те годы реально вырвать пальму первенства у Парижа и победить в борьбе за право стать столицей Франции

Следующая важная дата в истории Лувра - 1527 год. Король Франциск I, находясь в отчаянном положении, искал способ пополнить пустую казну и нашел его: он решил взять контрибуцию с парижан. Но чтобы подсластить пилюлю, король решил польстить тщеславию горожан. Он объявил, что иной столицы для прекрасной Франции не видит и возвращается жить в Париж.

В Лувре начались работы. Цитадель была снесена, внешняя крепостная стена тоже - на ее месте разбили сад. Однако лишь через двадцать лет Франциск I отдал приказ приступить к строительству нового дворца на месте срытой крепости. Дальнейшую историю Лувра можно - при желании - свести к тому, при каком короле какой архитектор что пристроил, что перестроил и что снес. Всякий монарх делал это непременно, и по крайней мере этим входил в историю Франции. Великая Французская революция, например, и впрямь оказалась революцией для Лувра - она-то и превратила его в музей. Якобинцы решили устроить здесь "Центральный музеум искусств". А в годы революции и наполеоновских войн коллекция Лувра быстро разрослась за счет реквизиций у аристократов и конфискаций в ходе военных кампаний за границей... Вот так ход истории пополнял фонды музея! Коллекции музея "хорошели", чего нельзя было сказать о прилегающем к Лувру квартале, ставшем известным парижским гнездом преступности и нищеты. "Всякий человек, пусть даже приехавший в Париж на несколько дней, заметит покосившиеся фасады десятков домов, обескураженные хозяева которых не производят никакого ремонта. Эти здания остались от старинного квартала, который постепенно разрушается...", - так описал этот квартал Бальзак в романе "Кузина Бетта". Прошла пара лет после выхода книги в свет - и по приказу императора Наполеона III "рухлядь" снесли, квартал полностью уничтожили, а на месте его расположился новый центральный двор Лувра - "двор Наполеона". Именно этот свободный от строений двор и был раскопан археологами в последней четверти ХХ века, и оказалось, что круг замкнулся. Самая "молодая" часть ансамбля Лувра оказалась как раз над самой древней - над фундаментом того самого "заурядного средневекового замка".

Нужно признаться, что неуемные "строители Лувра" не остановились. После раскопок место "двора Наполеона" заняло весьма экстравагантное современное административное здание музея, и едва ли это последняя пристройка к дворцу.

В 1563 вдова Генриха II, Екатерина Медичи, поручила Филиппу Делорму возведение нового дворца. Он стал называться Тюильри, так как находился на месте бывшего черепичного завода (tuilerie). В 1871 дворец Тюильри сгорел и больше не восстанавливался. При Генрихе IV (годы правления 1589-1610) был составлен генеральный план, в результате осуществления которого общая площадь Лувра увеличилась в 4 раза. Между Лувром и Тюильри в 1608 вдоль берега Сены была возведена галерея (длина 420 м), получившая название Большой галереи. Она стала основой будущего музея, так как предполагалось, что здесь будут размещаться королевские коллекции.

Во второй половине 17 в. в Лувре были предприняты широкомасштабные работы с целью приблизить облик дворца к архитектуре эпохи барокко. В Париж из Рима был для этого приглашен один из главных создателей этого стиля Л.Бернини. Однако проект, предложенный им, сочли слишком помпезным. Работа была поручена французским архитекторам. К.Перро (1613-1688) построил знаменитую восточную колоннаду в стиле классицизм, которому отдавали предпочтение во Франции. П.Лево(1612-1670) создал ряд интерьеров, в т.ч. зал Августа, предназначенный для размещения королевских коллекций античных статуй, оружия, медалей. После пожара в 1661 Лево заново воссоздал галерею Аполлона, отделку и роспись которой осуществил Ш.Лебрен. По его рисункам были исполнены живописные панно для плафонов, облицовка стен, рельефы, даже замки и ручки - все, вплоть до малейших деталей.

С 1674 Людовик XIV принял решение сделать своей резиденцией Версаль. Работы в Лувре были приостановлены, многие помещения так и остались недостроенными в течение длительного времени.

В связи с тем, что Лувр утратил значение королевской резиденции, его стали постепенно занимать различные учреждения. Здесь отводились помещения для мастерских художников и для квартирантов. В Лувре жили мебельщик Буль, знаменитый декоратор Берен, скульптор Жирадон, разместивший в Лувре собственную коллекцию, в которой даже была египетская мумия.

Лувр… Это необычное, но очень красивое и звучное слово является названием одного из самых крупных и популярных музеев в мире. В нем представлено просто невероятное количество предметов истории, искусства, культуры и творчества разных людей, живших в разные временные эпохи. Ежегодно в Лувр приезжают тысячи туристов со всех уголков нашей планеты, чтобы увидеть всего его красоты и достопримечательности своими глазами. Вопроса уникальности Лувра мы ещё коснёмся, но для начала немного поговорим об истории этого музея.

Сейчас проверьте спецпредложения на авиабилеты в Париж:

Краткая история Лувра

Представляющий собой одно из самых замечательных общественных зданий Парижа , Лувр, примечателен не только хранимыми в нём драгоценностями, но также историей и архитектурой.

Здание под названием «Лувр» располагается в первом округе Парижа на правом берегу Сены. Название «Лувр» берёт своё начало от располагавшегося здесь в прежние века огромного лесного массива «Волчий лес», в котором обитало огромное количество волчих стай. Здесь стоял замок королей Франции. Один из них - король Карл V - сделал эти места частью столицы, а замок - своим дворцом.

Очень кстати в путешествии по Франции:

  • Бесплатный сервис для туристов от Трэвелджей, который позволяет не забыть, что надо взять в путешествие.
  • Сайт формирует список, в зависимости от того, куда и с какой целью Вы соберетесь. В чемодан попадают только нужные вещи.
  • Список можно скачать к себе на компьютере или вести записи взятого или подготовленного списка прямо на сайте.
  • Сервис доступен 8 дней в неделю, 25 часов из основного меню, по ссылке "Чемодан " или по картинке справа


Ещё позже другой король Франции Франциск I приказал уничтожить замок и заложить на его месте новый, более масштабный дворец, что и было осуществлено в 1741 году. Постройка нового замка началась с юго-западного угла настоящего «Старого Лувра» и соответствовала всем тенденциям эпохи французского Возрождения. Проектировал проект и руководил процессом его реализации французский скульптор и архитектор Пьер Леско. Сооружение замка происходило в несколько этапов и продолжалось вплоть до 1857 года, причём, помимо изменения старых частей дворца, к нему добавлялись новые.

После Пьера Леско главными строителями Лувра стали Батист Андруэ Дюсерсо (во время правления Генриха IV), Жак Лемерсье (во время правления Людовика XIII), Луи Лево (во время правления Людовика XIV), Шарль Персье и Пьер Фонтен, а позже - Луи Висконти и Гектор Лефюель (во время правления Наполеона III). В процессе внешней и внутренней отделки каждый из архитекторов руководствовался своими собственными предпочтениями и следовал тому направлению архитектуры, которое было характерно для его эпохи. По этой причине отдельные элементы здания не сочетаются гармонично. Но, несмотря на это, все вместе они образуют уникальнейшее самое масштабное, благородное и роскошное здание не только в одной Франции, но и во всей Европе.

  • Бесплатный сервис Трэвелджей для туристов, который позволяет запланировать затраты в путешествии.
  • На сайте формируется список планируемых затрат, которые вы в любое удобное время можете подкорректировать.
  • Из путешествия можно заносить фактические затраты, которые в последствии можно сравнить с запланированными затратами.
  • Сервис доступен 25 часов, 8 дней в неделю из основного меню или по ссылке "Бюджет " или по картинке справа.

Музеи и коллекции Лувра

Что касается музеев, то в Лувре их более десятка:

  • Музей живописи
  • Музей оригинальных рисунков известных художников
  • Музей скульптур средних веков и эпохи Возрождения
  • Музей новейшей скульптуры
  • Музей античного мрамора
  • Музей этрусских и греческих ваз
  • Музей египетских древностей
  • Музей ассирийских и финикийских древностей
  • Музей античной бронзы
  • Музей произведений прикладного искусства средних веков и эпохи Возрождения
  • Музей гемм, эмалей и ювелирных изделий
  • Морской музей
  • Этнографический музей
  • Музей гравированных медных досок

А все экспонаты Лувра разделены по следующим коллекциям:

  • Графическое искусство
  • Изобразительное искусство
  • Предметы искусства
  • Скульптуры
  • Искусство ислама
  • Древняя Греция, Этрурия и Древний Рим
  • Древний Египет

Давайте вместе приценимся к подборке цен на отели в Париже:

Что бы посмотреть фотографии отеля и подробности размещения, нажимайте на любой значок отеля и дальше "Показать цену"

Сравнить цены на отели в Париже хоть где:

Нажимайте на картинку, что бы получить бесплатную энциклопедию!

Лувр в наше время

На сегодняшний день Лувр - это самый популярный в мире музей. Только в прошлом году его посетило свыше 10 миллионов человек, и этот показатель постоянно растёт. Причём, большинство посетителей Лувра - иностранцы (около 70%). Львиная доля желающих побывать в Лувре приезжает из таких стран как Великобритания, США, Китай и Бразилия. Туристов из России гораздо меньше, чем из других стран. Нам же хочется пожелать, чтобы и вы побывали в Лувре, ведь, как говорится, «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать».

Не забудьте , чтобы получить более удивительные новости и советы прямо на вашу электронную почту!

Для поездки в гастрономические туры нужна туристическая страховка.
Это можно сделать прямо сейчас (кликайте по баннеру):

Бывший королевский дворец, а ныне знаменитейший музей начинал строиться как крепость для обороны самого уязвимого места стены Филиппа-Августа. Король опасался нападения англичан, которые могли подойти к городу, поднявшись вверх по Сене. Вот в месте пересечения стены и реки для дополнительной защиты и было решено построить крепость, которую возвели к 1202 году. Новая цитадель стала именоваться Лувром, вероятно, от слова louver, обозначавшего укрепленное жилище. Впрочем, на этот счет существует множество версий.

Средневековая крепость

Стена пересекала нынешний Квадратный двор Лувра, а первая крепость, квадратная в плане, занимала юго-западную четверть этого двора. Сегодняшние масштабы того монументального сооружения, в которое с годами превратился Лувр, делают истинные размеры первой крепости чуть ли не игрушечными на фоне дворцового великолепия последующих веков. Но для своего времени это было внушительное фортификационное сооружение, настоящая средневековая твердыня. Зубчатые стены толщиной 2,5 метра с машикулями, десять круглых башен, донжон тридцатиметровой высоты (сегодняшний десятиэтажный дом) с четырехметровыми стенами, глубокий ров, наполненный водой, с контрэскарпами – все делало цитадель фактически неприступной.

План первого Лувра, наложенный на схему современных зданий и улиц

У гостей Лувра появилась замечательная возможность представить себе старинную крепость во всем ее величии. Во время раскопок были найдены основания стен и башен, и теперь посетитель музея может прогуляться вокруг них по бывшему рву в драматической полутьме.

История строительства Лувра

Как уже было сказано, Лувр поначалу имел оборонное значение и не предназначался для проживания монарха. Лишь через полторы сотни лет из королевской резиденции на Сите сюда переехал Карл V. Чтобы приспособить крепость для короля и его свиты, ее пришлось перестроить. Были прорублены окна в стенах, построены жилой корпус и парадная лестница, а все сооружение украсилось печными трубами, башенками и пинаклями. Замечательная миниатюра «Октябрь» из «Великолепного часослова герцога Беррийского» дает прекрасное представление о том, как выглядел Лувр того времени. Отметим, что вместе с королем в Лувр переехала его гигантская по тем временам библиотека из 973 книг, естественно, рукописных.

Братья Лимбург. Великолепный часослов герцога Беррийского.
Миниатюра «Октябрь».
1409–1416

После Карла V французские монархи долгое время предпочитали жить в замках Луары и в Париже бывали редко, отчего он несколько пришел в упадок. Возрождение города связано с именем Франциска I, который переселился сюда в начале XVI века. Дело в том, что, когда король оказался в испанском плену, парижане внесли за него бо"льшую часть выкупа. В знак благодарности монарх дал обет вернуть свою резиденцию в Париж.

Вновь королевский дворец

Франциск начал сносить старую крепость и строить новый дворец лишь незадолго до своей смерти. Крыло Леско слева от выхода из Квадратного двора во Двор Наполеона и есть самое старое из дошедших до нас зданий современного Лувра. Оно носит имя архитектора, которому Франциск I поручил в 1546 г. возведение нового дворца и который продолжил эту работу при следующем короле Генрихе II. Плод трудов Леско считается шедевром французского Ренессанса.

Павильон Леско. Гравюра Жака Андруэ дю Серсо. XVI в.

Надо сказать, что Пьер Леско как архитектор заботился не столько о выразительном соотношении масс и объемов, сколько о красоте внешних поверхностей здания. Так что заслуги в создании этого шедевра должны быть как минимум поровну разделены между ним и Жаном Гужоном, автором всего скульптурного убранства фасада.

Дальнейшая история Лувра – это история его постоянного строительства. Сначала на месте южной крепостной стены была построена реплика павильона Леско – правая часть того здания, что замыкает Квадратный двор. Затем, уже при Генрихе IV, после перерыва, связанного с религиозными войнами конца XVI века, возвели длинную галерею вдоль берега – сейчас она скрыта от взгляда посетителя. При Людовике XIII построили центральный павильон с часами и тремя арками-проходами. Он получил название Павильон Часов, а справа от него опять повторили павильон Леско. Руководил этими работами архитектор Жан Лемерсье.

Лувр. Квадратный двор. Слева – Павильон Леско, в центре – Павильон Часов

Во время правления Людовика XIV Квадратный двор закрыли со всех сторон идентичными павильонами. Нельзя сказать, что Леско оказался повторен в точности восемь раз, но все же именно его проект определил все пропорции. Тогда же построили величественную восточную колоннаду.

Восточная колоннада

Людовик XIV, Король-солнце, Париж не любил. Еще в детстве ему пришлось бежать из города, охваченного восстанием, и с тех пор он никогда не доверял парижанам. Взойдя на престол, он старался бывать в своей столице как можно реже и в конце концов переселился вместе со двором в Версаль.

Тем не менее Париж оставался главным городом королевства. И король не ставил под сомнение традиции своих венценосных предков, считавших, что лучшим выражением силы королевской власти служат грандиозные строительные проекты. Эта логика вполне понятна и сегодняшним правителям, пусть даже они не носят корону, а избираются или назначаются.

Такую политику полностью разделял первый министр короля Жан Батист Кольбер. Одной из своих задач он считал необходимость поставить изящные искусства на службу королевской власти и сделать управление ими частью государственной машины.

Кольбер хотел убить одновременно нескольких зайцев. Во-первых, Людовик XIV получал в свое подчинение прославляющих его художников – кто платит, тот и заказывает музыку. Во-вторых, результаты их деятельности служили величию Франции в Европе, утверждению ее ведущей культурной роли. В-третьих, было положено начало дошедшей до нас традиции верховенства Франции в производстве и экспорте предметов роскоши.

Архитектуре Кольбер уделял особое внимание. Он писал королю: «Ваше величество знает, что кроме славы военных побед ничто не выражает королевское величие так красноречиво, как изобильное строительство. Потомство всегда будет оценивать правителя по сооруженным в его время зданиям».

Возможно, Кольбер выражал свое искреннее мнение. Но скорее всего он просто пытался потрафить королю, у которого были две истинные страсти: строительство и война. И обе, кстати, оказались разорительными для государства. Монарх, считавший, как известно, государством себя, денег на их удовлетворение не жалел и опустошил казну настолько, что два его преемника не смогли восстановить финансовое благополучие государства. Кончились эти проблемы революцией.

В общем, несмотря на нелюбовь короля к Парижу, предложения Кольбера оставить после себя нечто грандиозное пали на благодатную почву. В частности, решено было создать новый восточный фасад Лувра, формально все еще остававшегося королевской резиденцией.

Первый министр подошел к делу ответственно. В 1664 г. он фактически устроил конкурс между лучшими архитекторами своего времени. Но всесильного министра не удовлетворили ни Луи Лево, ни Франсуа Мансар, ни даже приглашенный из Рима Джованни Лоренцо Бернини, один из лучших архитекторов своего времени. Итальянец вообще предлагал все снести и построить заново по его проекту. К тому же каждый искал протекции при дворе, отчего Кольбер оказался втянут в многочисленные интриги.

Чтобы с этим покончить, Кольбер потребовал от архитекторов разработать совместный проект. К тому времени Лево уже был занят строительством в Версале, и потому основная заслуга в разработке финального проекта принадлежала Клоду Перро, архитектору-любителю, врачу и старшему брату знаменитого сказочника Шарля Перро.

Получился шедевр мировой архитектуры и одно из высших воплощений французского классицизма. Непревзойденное ощущение величия достигнуто, несмотря на крайне скромное использование архитектором всяческих украшательств. Перро не нуждался в роскоши отделки. Как известно, строит богато тот, кто не умеет строить красиво. Эффектный ритм и точно найденные пропорции – вот что делает восточную колоннаду Лувра по-королевски великолепной.

Лувр. Восточная колоннада

В дальнейшей истории мировой архитектуры зодчие не раз опирались на соотношения, найденные Перро. Например, расхожей формулой для парадных зданий стал гигантский ордер, водруженный на высокий, но относительно скромный нижний этаж. Бесчисленные цитирования этого приема можно встретить по всему миру. Вспомните, например, архитектурное обрамление арки Генштаба напротив Зимнего дворца на Дворцовой площади или Таврический дворец в том же Санкт-Петербурге.

Арка Генерального штаба. Санкт-Петербург

Как это часто бывает, сегодня трудно оценить новаторские приемы того времени. Современники же отмечали, например, отсутствие аттиков и высоких крыш, столь характерных для всей предшествовавшей французской архитектуры и ведущих свое происхождение от средневековых башен. Правда, Перро предполагал выстроить их над боковыми павильонами, но вначале помешала банальная нехватка денег, а позже и сама идея стала восприниматься как старомодная.

В новинку было и смелое использование выдвинутых вперед колонн, поскольку архитекторы барокко предпочитали либо пилястры, либо полуколонны. Не­обычным казалось и их расположение парами, что позволило зодчему добиться широких проемов между ними. Для хорошего освещения внутренних помещений окна можно было сделать большими.

Перро блестяще решил непростую задачу ритмической организации длинного фасада. Он выглядит цельным, даже единообразным, но никак не монотонным. Ритм сдвоенных колонн подхватывают колонны центрального и пилястры боковых павильонов, а их фасадные стены, выдвинутые вперед, контрастируют со стеной самой колоннады, что придает фасаду особую пластическую глубину. Это не плоская стенка, отгораживающая здание, а сложная объемная конструкция.

Как обычно, недостатки здания стали продолжением его достоинств. Сложная пластическая разработка фасада привела и к уменьшению размеров внутренних помещений, «съеденных» пространством за колоннадой, и к удорожанию строительства.

Однако в целом у Перро получилось убедительно выразить несгибаемую мощь французского абсолютизма. Можно сказать, что гигантский и несколько холодный фасад, к тому же не слишком соразмерный человеку, выражает и бездушие бюрократического государства. Что ж, в очередной раз архитектура оказалась ярким воплощением духа эпохи.

Надо отметить, что, пока колоннада строилась, король окончательно переселился в Версаль и совершенно охладел к Лувру и Парижу. Поэтому много лет восточный фасад дворца был своего рода декорацией, за которой прятались недостроенные здания, многие даже без крыши. Только в XIX веке эта часть Лувра была наконец завершена.

Двор Наполеона

Двор Лувра, открытый на запад, в сторону Триумфальной арки и маркированный в центре пирамидой, называется Двором Наполеона. Это великолепный пример тактичного обращения со стариной без рабского ей подражания. Эктор Мартин Лефюэль, завершивший строительство Двора Наполеона в середине XIX в., в основных чертах воспроизвел архитектурные особенности павильонов Леско и Часов, но все же трактовал их по-своему. Пилястры уступили место свободно стоящим колоннам, появились аркады, едва ли не все «свободное» место было отдано под скульптурные украшения. 70 статуй посвящены памяти великих людей Франции: Абеляру, Вольтеру, Пуссену, Рабле... Есть среди них и государственные деятели (Ришелье, Кольбер, Мазарини), и ученые (Декарт, Лопиталь, Лавуазье).

Лувр. Общий вид. На дальнем плане – Квадратный двор,
в центре – двор Наполеона, на переднем плане – площадь Карузель с одноименной аркой

Но все это великолепие едва ли не затмила собой знаменитая пирамида Лувра. Она подверглась яростной критике во время строительства и до сих пор популярна скорее у приезжих и дилетантов, чем у парижан и профессионалов, носителей высокого художественного вкуса. Если кажется, что страсти улеглись, то лишь потому, что о Париже мы знаем в основном по путеводителям, а их задача потрафить клиенту и расхвалить все достопримечательности. Специалисты же по-прежнему морщат нос.

«Лувр и так задыхается от посетителей и зачем же создавать для них приманку? Зачем превращать Лувр в аттракцион? Недаром в знак протеста против стеклянных пирамид директор Лувра Андре Шабо подал в отставку. Хорошо, когда невежественный турист обходит стороной Лувр и с энтузиазмом лезет на Эйфелеву башню, которая именно для того и построена», – считает, например, профессор исторического факультета МГУ Елена Федорова, автор отличной книги «Париж. Века и люди».

Лувр. Двор Наполеона

С другой стороны, заманить невежественного туриста в Лувр – означает сделать его хоть чуть-чуть более «вежественным»... А это ли не благородная задача?

Художественную ценность пирамиды мы уже отстаивали (см. «Искусство» № 1/2006), так что повторяться не будем. Напомним лишь, что она сделала ансамбль Лувра завершенным, как бы сцементировала собой его геометрию и оформила, организовала пространство двора.

Дворец Тюильри

Два угловых павильона, которыми заканчиваются здания Лувра, некогда соединял трехэтажный дворец, построенный в тех же пропорциях. Он назывался Дворцом Тюильри и стоял здесь до 1871 г., когда был сожжен коммунарами, – разрушительная сила коммунистических революций уже тогда превосходила созидательную.

В 1564 г. его начала строить Екатерина Медичи, вдова убитого на турнире Генриха II, которая не хотела жить там, где все напоминало о погибшем муже. Тогда же дворец получил свое название, поскольку был построен на месте фабрики по производству черепицы (фр. tuile ). Здесь жил Людовик XIV, пока строился его любимый Версаль, а в 1789 г. революционные массы заставили вернуться сюда из того же Версаля его прапраправнука Людовика XVI. Тремя годами позже разгоряченная толпа штурмовала Тюильри, желая королевской крови. Находившийся под защитой лишь своих швейцарских гвардейцев Людовик XVI попытался задобрить восставших. Он отдал приказ не применять против них оружия, после чего скрылся, оставив своих защитников на растерзание бунтовщиков.

Погибли все, и до сих пор швейцарцы ждут от Франции хоть какого-нибудь знака памяти своим соотечественникам, до конца исполнившим свой долг. Пока достойно откликнулся лишь Виктор Гюго: «Прекрасно, что нация, которая первой в Европе пролила кровь за рождающуюся свободу, последней пролила ее за умирающую монархию».

А королю его трусость дала лишь короткую отсрочку: он был казнен через 195 дней.

Сейчас вполне серьезно обсуждается проект восстановления Дворца Тюильри. Застройщики потирают руки в преддверии выгодного заказа, власти мечтают о новой приманке для туристов, и все дружно отмахиваются от ученых консерваторов. А их аргументы просты: застройка исторического центра сложилась, дворец перекроет главную из Больших осей и навсегда останется новоделом.